Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Упражнения по геометрии: в Баку идет выставка «Метакод»

Слева направо: Тарлан Горчу. 99 имен Аллаха. 2019, Летающий ковер. 2010; Аида Махмудова. Буря в пустыне. 2017
Слева направо: Тарлан Горчу. 99 имен Аллаха. 2019, Летающий ковер. 2010; Аида Махмудова. Буря в пустыне. 2017

В Музее живописи Азербайджана XX–XXI веков до конца апреля показывают проект «Метакод». Представители двух поколений художников под руководством команды кураторов ищут генетический код мироздания.

Считается, что термин «метакод» придуман в 1982 году поэтом и философом Константином Кедровым, который трактовал его как генетический код мироздания, живой материи. Самым надежным, вечным хранилищем метакода, согласно мысли Кедрова, является Звездное небо.

Поэтический космос вдохновил инициаторов проекта «Метакод» – Сабину Шихлинскую, доктора философии, заслуженного художника Азербайджана, члена CIMAM и Международного комитета музеев и коллекций современного искусства, Ширин Меликову, директора Азербайджанского национального музея ковра, председателя азербайджанского комитета Международного совета музеев (ICOM), и Фарах Алекперли, главного куратора Пространства современного искусства YARAT.

Санан Курбанов. Композиция. 1989
Санан Курбанов. Композиция. 1989

Границы смысла термина кураторская команда расширила, метакодом обозначив структуру, композицию, восприятие окружающего мира, передаваемые через различные виды искусства. И если давать более точное определение, то проект подразумевает поиск национального культурного кода. Именно на его поиски пустились в свое время 20 азербайджанских художников разных периодов. Кураторы рассказывают, как кропотливо готовили проект, который поначалу имел рабочее название «Код визуальности. От традиции к современности». Публике представили итог глубокого научного исследования, проведенного благодаря творческому диалогу художников конца XX столетия и начала XXI. Оно стало прообразом культурного моста между поколениями, изучавшими, как заметила Фарах Алекперли, «одну и ту же тему, но с помощью разных призм».

Выставка, организованная YARAT в стенах Музея живописи Азербайджана XX–XXI веков, – дерзкое кураторское высказывание, предложившее гипотезу, которая, по мнению Ширин Меликовой, «в будущем станет темой научных диссертаций». В списке участников проекта такие мастера, как Лейли Алекперова, Алтай Садыхзаде, Расим Бабаев, Рашад Бабаев, Гусейн Джалилов, Теймур Даими, Ирина Эльдарова, Анвер Аскеров, Гусейн Хагвердиев, Орхан Гусейнов, Фархад Халилов, Заур Кантемиров, Лейла Габулова, Тарлан Горчу, Санан Курбанов, Аида Махмудова, Мамед Мустафаев, Мир Надир Зейналов, творческий коллектив «043 – Мовсум & Рамиль».

Анвер Аскеров.  Композиция. 1980-е
Анвер Аскеров. Композиция. 1980-е

Идею проекта комментирует ее автор Сабина Шихлинская: «Мы пропустили период трансформации этого кода. С древности вплоть до XX столетия человечество утрачивало язык визуального изображения, тот самый код. И только в XX веке его начали изучать Василий Кандинский, Пабло Пикассо… Художники обратились к истокам, искусству Африки, Востока. В Азербайджане в 1970–1980-е годы этим занимались Санан Курбанов, Горхмаз Эфендиев, Анвер Аскеров... В семейных коллекциях, в музеях и архивах мы искали работы художников, продолжавших разрабатывать код, имеющий отношение и к азербайджанской, и к общемировой визуальной истории». Поиск культурного кода происходил в недрах скрытого языка линий и символов, абстрактных форм. Это является важнейшей особенностью концепции. Произведения фигуративного искусства в экспозицию практически не включены. Шихлинская поясняет: «Свои мысли, мироощущение художник воплощает в неких композиционных ритмах. Зритель же включает ту часть своего сознания, что позволяет ему не сопереживать, но додумывать, осмысливать, дополнять, дорисовывать. Это некое сотворчество. По такому принципу устроена вся природа. Происходит процесс, который и называется метакодом, когда всё едино: законы мироздания, законы создания произведений и законы того, кто вовлечен в качестве зрителя».

Справа налево: Рашад Бабаев. Без названия. 2008; Мир Надир Зейналов. Композиция в красных тонах. 2019
Справа налево: Рашад Бабаев. Без названия. 2008; Мир Надир Зейналов. Композиция в красных тонах. 2019

Коды, содержавшиеся, скажем, в наскальных изображениях, каменной пластике, куфических шрифтах, узорах бытовых предметов или даже в архитектурных стилях, зарождаясь, изменялись, одновременно меняя всё вокруг себя.

Некие абстрактные подсознательные послания безусловно присутствуют в орнаменте ковров, миниатюр. Язык ковра, выражающий совокупность мировоззрения народа, один из самых ярких примеров кодирования действительности, превращения ее в знаковую систему.

Книжная миниатюра более реалистична. Однако зашифрованная изобразительным письмом, она несет в себе именно кодовый, но не иллюстративный характер.

Гусейн Хагвердиев.  Серия «Коды». 2022
Гусейн Хагвердиев. Серия «Коды». 2022

Видеопроекции на экранах транслируют напоминания об исторических истоках, тех самых коврах, каменных рельефах и шрифтах, тем более что в массе своей всё это стало основой представленных на выставке «упражнений» художников. Новые работы специально для проекта создали Ирина Эльдарова, Гусейн Хагвердиев, Лейла Габулова, Гусейн Джалилов, Орхан Гусейнов, творческий коллектив «043 – Мовсум & Рамиль».

Если живописцы старшего поколения использовали традиционный метод, то молодые художники в поисках метакода преимущественно склонялись к высказываниям в современных медиа.

Центральную точку экспозиции заняла геометрическая анимация молодой художницы Лейлы Габуловой, врача по первой специальности. Геном человека, тот же самый код мироздания, Габулова построила, собрав ДНК нескольких тысяч пациентов.

Слева направо: Расим Бабаев.  Серия «Маски». 2005–2006; Мамед Мустафаев. Разговор птиц. 2010-е (инсталляция), После бури. 2010-е
Слева направо: Расим Бабаев. Серия «Маски». 2005–2006; Мамед Мустафаев. Разговор птиц. 2010-е (инсталляция), После бури. 2010-е

Орхан Гусейнов представил работу под названием Min bir xaraba, где использовал спутниковые снимки освобожденных от оккупации территорий Азербайджана.

Гусейн Хагвердиев показал коллажи, созданные с помощью скотча и черной бумаги. Художник доказывает, что между фоном и предметом нет разницы, что одно не существует без другого. Именно на сочетании цвета и пятна основывались композиции декоративного тюркского искусства.

Давно «инфицированный» темой метакода Тарлан Горчу выступил с диптихом, где использовал куфическую композицию из 99 лабиринтов, QR-кодов. И в каждом скрыто одно из имен Аллаха. Чтобы его прочесть, достаточно навести телефон.

Аида Махмудова. Серия  «Пустынная композиция». 2017
Аида Махмудова. Серия «Пустынная композиция». 2017

Молодые художники, как выяснилось, серьезно углубились в тему. Геометрические композиции они создают на основе движения тела, рефлексируют через перформанс, боди-мэппинг, моушен-граффити в соединении с музыкой.

Мультимедийный перформанс композитора Глеба Андрианова со струнным квартетом и художником Гасаном Хагвердиевым (режиссер Ната Андрианова) открывал выставку.

Кураторы же, проведя колоссальную работу, пришли к выводу, подтвердившему их первоначальную гипотезу: не существует границы между тем, что происходит сегодня, и тем, что было несколько тысяч лет назад.

Читайте еще:

Магия недосказанности: интервью с Сабиной Шихлинской

Бой с тенью: жизнь и творчество художника Санана Курбанова

Текст: Евгения Гершкович

Фото: Ali Rza / Yarat

https://baku-media.ru