Наш директор - бывший учитель физики. Его назначили директором большой городской школы и прочили неплохую карьеру при условии запустить несуществующую школу.
Наверх бодро отрапортовали, что в строй сдана еще одна школа. И наверняка, кто-то получил за это премии, а наш директор - квартиру (сам он был из села). Всё это теперь надо было отрабатывать, и он старался.
По бумагам школа сдана, ей выделены школьные парты, доски и весь необходимый школьный инвентарь. Наш директор добросовестно все получал и за все расписывался. Все это грузилось на машины и временно размещалось в подвалах и бомбоубежищах жилых домов, что-то распихивалось по гаражам и сараям. Однажды один из таких подвалов залило и мебель вся разбухла и подпортилась, ну эти риски в расчет никто не брал.
В общем, по бумагам все выглядело, что школа функционирует.
Я не представляю, каким характером и умом должен был обладать директор, чтобы организовать начало учебного года и дальнейший учебный процесс на базе трех школ и параллельно курировать строительство. Не каждый такое выдержит, но мы продержались и даже в конце года сделали первый выпуск старшеклассников и устроили выпускной бал.
Я как и другие учителя, оказался в ситуации обмана - шли в новую современную школу, а пришлось год работать в нечеловеческих условиях. Вначале нам говорили, что это продлится только первую четверть, но когда месяца через два стало понятно, что стройка затянулась, некоторые уволились. Я остался и впрягся в работу. Был ответственным и за трудовую практику и за учительские субботники, и был представителем администрации в одной из школ, где училась часть наших детей.
Я был молод и полон какого-то идиотского энтузиазма. Утром я должен был прибыть на стройку раньше всех и встретить наших детей в сопровождении классного руководителя, распределить их на подсобные работы. Вместе с ними работал до обеда на стройке. Затем мчался домой, чтобы помыться-переодеться и прибыть в школу к началу занятий во вторую смену.
Как администратор новой школы, я должен был еще до уроков проверить состояние классов после первой смены, чтобы потом не было нареканий, что наши дети что-то испортили или намусорили: частенько администрация чужой школы пыталась свалить на нас грешки своих детей. И эти вопросы мне надо было улаживать.
Я не только вел свои уроки, но и следил за порядком на переменах. А по вечерам, особенно в зимнее время, когда рано темнело мне приходилось решать и ещё одну щекотливую проблему. Дело в том, что каждый вечер в школу норовила проникнуть компания пацанов, чтобы разобраться с "чужаками" (нашими детьми, за которых я отвечал головой). Походить по коридорам, заглядывая в классы во время уроков, покурить в туалете, «погонять» малышню, прицепиться к нашим девочкам.
На дворе стояли "лихие" 90-е. Нищета, очереди за продуктами, полное бездействие закона, преступный беспредел. Что такое молодежные группировки мое поколение помнит. Страсти разгорались не шуточные. Я постоянно выгонял всю эту блажь, а они грозили мне расправой.
Однажды вечером перед закрытием школы, обходя коридоры и кабинеты, я увидел на заднем дворе молодняк, человек 10 жгли костер и следили за моими передвижениями по школе. Явно ждали.
Не скрою, я испугался, против такой шайки одним каратэ не отбиться. Рядом со школой находился опорный пункт милиции. Выскользнув незаметно из школы, я сразу же зашел туда и попросил принять меры. Но там только посмеялись над моими опасениями, заявив, что пока ничего случилось, меры не принимаются.
Выйдя из в милиции, заскочил в проезжавший автобус. Повезло. А завтра? Надо было что-то делать. И надежда была только на себя самого. Устроить разборку "по-мужски"? Но я учитель, а они ученики. Я понимал, что силовой метод проблему бы не решал и нужно искать другие способы.
Узнал, что заводилой у тех пацанов был сын заведующей школьной столовой. Школу он закончил, но постоянно приходил к матери поесть. Многие учителя его знали и спокойно пропускали. Однако вряд ли они знали, что он был лидером местной шпаны. Мы встретились днем, когда он пришел к матери без сопровождения своих «шестерок».
Я пытался объяснить, что он уже совершеннолетний и вполне может сесть за свои "художества". Он воспринял это как слабость и, криво ухмыляясь, посоветовал не вмешиваться в их разборки и сразу же бежать домой после уроков.
Поговорил со старшеклассниками, они признались, что и им "пахан" угрожал, и мы решили уходить из школы вместе, нас набиралось человек 15. Я провожал их, а они вроде охраняли меня. Так, проводив своих учеников, я добирался до дому уже из другого места, дальше и дольше приходилось идти, зато безопаснее.
Вот такие приключения, помимо всей учебной суеты. Сейчас вспоминаю и холодным потом обдает, как я променял спокойную и хорошо оплачиваемую работу на заводе на такие призрачные мечты создать "новую школу", воспитать "новых людей"...
Это только со временем стало понятно, что нельзя в отдельно взятой коммунальной квартире создать оазис чистоты и порядка, не сломав порочные традиции старых жильцов...