По 115-ФЗ банк проверяет все финансовые операции по счёту: платежи контрагентам, снятие наличных или переводы на личные счета. Чтобы не привлекать внимание банка и контролирующих органов, нужно соблюдать определённые правила.
Вместе со специалистом комплаенса в Точке рассказали, что регулирует 115-ФЗ, какие денежные операции привлекают внимание банка и как их не допустить.
Что такое 115-ФЗ
115-ФЗ — это закон, который противодействует финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступным путём. На практике этот документ обязывает банки применять внутренний контроль, чтобы обезопасить бизнес клиентов от возможных рисков, например, работы с ненадёжными контрагентами.
Для контроля за денежными операциями в банках есть службы финансового мониторинга и комплаенса. Специалисты этих отделов анализируют сделки клиентов и помогают им вести дела прозрачно.
Какие операции привлекают внимание банка
Операции, которые обычно интересуют банк, перечислены в методических рекомендациях 18‑МР и 19-МР от Центробанка. На основе этих материалов мы рассмотрели те действия клиентов, которые могут привлечь внимание банка. Среди них есть следующие.
Работа с ненадёжными контрагентами
Фирмы, которые скрывают свои регистрационные данные и их изменения, не платят налоги и имеют проблемы с банком, считаются ненадёжными контрагентами. Служба комплаенса банка замечает, когда на счёт ИП или ООО поступают деньги от таких компаний или клиент сам переводит им деньги.
Сотрудничество с такими партнёрами может привести к вопросам со стороны комплаенса, доначислением налогов и штрафов или потерям от мошеннических действий.
Налоговый разрыв
Банки хотят, чтобы их клиенты не скрывали и платили налоги в полном объёме. Поэтому они обращают внимание на операции клиентов, которые могут указывать на неуплату налогов, в том числе НДС. Если такая ситуация происходит, то банки запрашивают налоговые декларации, договоры с контрагентами и другие документы, которые подтверждают правильность расчёта налогов к уплате.
Пример. Если компания получает деньги с НДС, а платит без НДС, при этом входящий НДС не уплачивается в полном объёме в бюджет, то банк захочет узнать, куда этот НДС девается. Для этого он попросит предпринимателя предоставить подписанные с партнёрами документы и налоговые декларации, в том числе книги покупок и продаж.
Переводы на личные счета физических лиц
Регулярные переводы со счёта компании на карту директора, учредителя или другого физического лица налоговая может расценить как выплату зарплаты без налогов и взносов или незаконное обналичивание. В таком случае ФНС может требовать уплату штрафов и налогов.
Снятие наличных в больших объёмах
Компания может снимать деньги в небольших объёмах и подтверждать затраты документами, например, чеками или накладными. Главное, помнить, что наличные расчёты с другими ООО или ИП по одному договору — максимум 100 тысяч рублей.
А вот если компания каждый месяц снимает наличными больше 30% от исходящего оборота, это может привлечь внимание надзорных органов. По методическим рекомендациям Банка России, такая операция похожа на незаконное обналичивание.
Строительство, оптовая торговля и грузоперевозки — это те сферы, которые чаще других привлекают внимание банка. Из-за специфики работы таким компаниям обычно нужно много наличных, например, для расчётов с работниками или закупки материалов. Комплаенс банка может рассказать, как в таких случаях проводить платежи корректно и прозрачно.
Как избежать вопросов от банка
У банка нет задачи препятствовать вашей работе. Его задача — проверять все операции на соответствие требованиям 115-ФЗ и помогать клиентам следовать закону.
Мы составили рекомендации, которые помогут работать так, чтобы не привлекать внимание комплаенса банка и контролирующих органов.
Проверяйте контрагентов
Перед работой с новой компанией убедитесь, что это реальная организация, которая ведёт деятельность законно и у неё нет проблем с деловой репутацией.
Нужно понимать, что у контрагента нет долгов перед налоговой и партнёрами, а вы имеете дело с человеком, у которого есть все полномочия выступать от лица компании.
При работе с новым партнёром обратите внимание на следующие пункты.
Учредительные документы и сертификаты. Нужно понять, что компания реально существует и вы имеете дело с её законным представителем. Для этого попросите у партнёра документы:
- копии учредительных документов за подписью руководителя организации, например, свидетельство о государственной регистрации ИП или ООО, выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- документы на того человека, кто будет подписывать договор, например, протокол и приказ о назначении руководителя или доверенность;
- заверенные копии сертификатов, лицензий, декларации соответствия на товары.
Данные в базах и открытых источниках. Если вы получили основные документы нового контрагента, сверьте данные в них с информацией на официальных ресурсах в интернете.
Нелишним будет проверить сайт компании и социальные сети. Так вы узнаете, как компания себя позиционирует, что о ней пишут клиенты, партнёры и СМИ. А если вы работаете в сферах, где нужны лицензии, проверяйте их наличие на сайтах профильных ведомств. Например, на сайте Рособрнадзора можно узнать, есть ли у компании лицензия на образовательную деятельность.
Проверьте контрагента
Чтобы не проверять каждого контрагента вручную при помощи разных сервисов, можно запросить автоматическую проверку контрагента по ИНН в Точке. Вы получите подробный отчёт в интернет-банке, сэкономите время и быстро узнаете, с кем из партнёров по бизнесу можно работать спокойно, а с кем сотрудничество может оказаться рискованным.Даже если вы не клиент Точки, вы всё равно можете воспользоваться сервисом. Отчёт придёт на почту.
Поддерживать стабильную налоговую нагрузку
Банку важно, чтобы его клиенты работали законно и платили налоги. Поэтому служба комплаенса советует соблюдать рекомендации ЦБ, по которым минимальная налоговая нагрузка — 0,9% от исходящего оборота. То есть почти 1% от всех исходящих платежей должны быть налогами.
Пример. Если компания «Ромашка» потратила в месяц 200 тысяч рублей, то налогов нужно заплатить минимум 2000 рублей. Иначе у комплаенса могут возникнуть вопросы, зарабатывает ли компания и для чего существует бизнес.
Конечно, не нужно платить налоги после каждого платежа. Просто делайте это регулярно, например, ежеквартально, авансами. Так налоговая нагрузка будет оставаться стабильной.
Ещё учитывается вид деятельности, её особенности и система налогообложения. Иногда налоговая нагрузка бывает меньше 1%, например, на патенте. Но при росте оборота и развитии бизнеса этот показатель не должен быть очень низким или тем более нулевым.
Бывает, что компания проводит хозяйственные операции по счёту в одном банке, а налоги платит со счёта в другом. В этом случае у службы комплаенса первого банка могут возникнуть вопросы, и понадобится показать банковскую выписку из другого банка.
В Точке платежи по налогам из другого банка можно загрузить в сервис «Риски по операциям», тогда комплаенс будет знать, что налоги уплачены.
Переводите доход со счёта законными способами
Цель работы ИП и компаний — получать доход, но выводить его нужно законным способом.
Комплаенс-ассистент поможет
С комплаенс-ассистентом могут бесплатно общаться все, у кого есть счёт в Точке. Такой специалист проконсультирует по 115-ФЗ, расскажет, как пользоваться картой для личных покупок и выводить деньги на свои личные карты, чтобы у банка не было вопросов.
Правильно заполняйте документы
Документы по сделкам подтверждают, что вы ведёте бизнес реально и все операции по счёту экономически обоснованы. Поэтому нужно следить, чтобы в документах не было ошибок и неточностей.
В договорах должны быть указаны фактические даты заключения, а про стороны, заключившие договор, должна быть максимально полная информация, включая ИНН и банковские реквизиты. В платёжке необходимо указывать не только номер договора, но и подробное назначение платежа. А в акте и счёте — подробное описание товаров, работ или услуг с указанием количества и стоимости.
Как заполнять платёжку при переводе физлицам
Вовремя сообщайте об изменениях в бизнесе
Бывает, что у компании меняются ОКВЭДы, учредители, директор, адрес фактического ведения бизнеса и другие регистрационные данные. Если это произошло, сразу сообщайте об этом в банк, чтобы служба комплаенса знала об изменениях. Тогда клиент, который раньше занимался продажей косметики, а теперь получает деньги за поставку продуктов питания, не вызовет вопросов.
Что сделает банк, если заметит рискованные операции
Если специалисты комплаенса заметили, что компания не соблюдает рекомендации, например, снимает наличные в больших объёмах или работает с ненадёжными контрагентами, банк может предпринять следующие меры.
Запросит документы
В некоторых случаях банку важно удостовериться, что клиент ведёт реальный бизнес. Тогда он попросит предоставить подтверждающие документы, например, финансовую отчётность, договоры с контрагентами, счета или чеки.
Задача банка — разобраться в особенностях работы клиента. Если бизнес реально существует и владелец может это подтвердить, то проблема решается быстро. Достаточно предоставить нужные документы и скорректировать операции по счёту. При этом служба комплаенса банка обязательно подскажет, что именно вызвало вопросы, какие бумаги потребуются и как безопасно работать в дальнейшем.
Установит лимиты
Банк может установить лимиты на отдельные платежи, из-за которых возникли вопросы. Это делается для того, чтобы все остальные операции проводились спокойно и без проблем, а у контролирующих органов не возникало вопросов. В этом случае банк даёт рекомендации о том, как скорректировать будущую работу со счётом.
Прекратит обслуживание клиента
Это крайняя мера, на которую банк идёт редко, только в случае, если не смог убедиться в законности бизнеса и операций по счёту.
Самое главное в любой ситуации — вести диалог. Сотрудники службы комплаенса всегда учитывают аргументы клиента, опираются на факты и готовы принять дополнительные доказательства того, что клиент ведёт реальный бизнес и не укрывается от налогов.
В телеграм-канале Справочной больше полезных материалов для бизнеса, открытые комментарии для нетворкинга и прямые эфиры с экспертами. Подписывайтесь!