Чувашский традиционный календарь составлялся на основе лунного, поэтому в нем насчитывается 12, а раз в три года 13 месяцев. Высчитыванием этих месяцев занимались исключительно аксакалы. Не смотря на отсутствие письменной традиции в более позднее время, наименования этих месяцев представляют из себя единый культурный слой. В различных этнографических группах существуют различные варианты наименования чувашских месяцев, но, в целом, они совсем не противоречат друг-другу, а дополняют. Сегодня мы рассмотрим месяц март – Пуш уйăхĕ.
Есть несколько версий происхождения этого названия. Кстати, чуваши всех этнографических групп используют для обозначения марта именно это название, с вариантами «пушă» и «пуш». Почему март так назван?
Во-первых, изначально «Пуш уйăх» являлся обозначением периода, который соответствует нынешнему апрелю, чем марту. А для марта использовалось слово «Нурăс» и «Нарăс», которые являются вариантами названия «Науруз». Это известный праздник тюркских и иранских народов, отмечаемый 21 марта. Из-за перехода на солнечный календарь месяцы немного сместились, «Кĕçĕн кăрлач» вышел из употребления, а его место занял «Нарăс» и стал обозначением февраля.
Чуваши Янтиковского района считали, что месяц этот называется «Пуш», потому что к этому времени запасы пищи людей и домашней скотины начинали заканчиваться. Приходилось экономить, а все сеновалы, амбары и погреба пустели.
Чуваши верховой этнографической группы считали, что название месяца связано с тем, что это последний (относительно) свободный от работы месяц в году. Сельскохозяйственные работы начинались в месяц «Ака», что соответствует апрелю.
Чуваши Буинского района Республики Татарстан возводили название «Пуш» к созвучному слову «Пушă» - кнут. Считалось, что именно в это время проходило сватовство у чуваш. Возникает вопрос: а причем тут кнут? Ловите ответ.
В свадебной традиции чувашей существует традиция «Пушă пăрахни», «Чăпăркка пăрахни» - «Бросание кнута» и т.д. Традиция, кстати, соблюдается и по сей день. Когда невесту окончательно сосватают, то в ее доме оставляют кнут. Его кидают под стол и уходят. Кнут является гарантией, подкреплением договора. Такой рудимент кочевнического прошлого чувашского народа. К тому же на рукоятках кнутов вырезались родовые знаки и рунические записи о его хозяине. Это как подпись, но для скотоводов-кочевников. В таком случае, название «Пуш уйăхĕ» дословно можно перевести, как «Месяц сватовства».
Традиционно принято считать, что название «Пуш уйăхĕ» восходит именно к тому, что в этом месяце сельскохозяйственные работы еще не начинались. Поэтому он был пустым от работ. А вот где истина – каждый, видимо, решает сам для себя.