Анчутка сидел и грустно вздыхал. Пришедший от градоначальника граф, весьма взбодренный беседой об этике, с удивлением взглянул на приятеля.
- Чего ветер гоняешь?
Анчутка покосился на него и развел лапками.
- От барона ворон прилетал…
Граф нахмурился. От барона никогда не приходило пустяковых дел, а через ворона тем паче. Дело, стало быть, было срочное.
- Ну, и чего молчишь? Ворон то, не червячков поклевать прилетал.
Анчутка снова вздохнул.
- Тризу надобно к монастырю послать, там в окрестностях какой-то призрак завелся.
- А что так, Тризу? – удивился граф. – Можем все добраться.
Анчутка махнул лапкой.
- Монастырь женский, чуть дальше в горы от знакомого нам. И барон велел только Тризе сходить, у нас и тут дел хватает.
Граф нахмурился еще сильнее. Разбегаться по разным углам в чужих землях ему не хотелось, хотя с бароном не поспоришь. Да и ведьмак не дитя малое, уж с призраком как-нибудь разберется. А вот с женским монастырем – как знать. Посему, граф тоже вздохнул и кивнул анчутке.
- Зови Тризу, пусть собирается.
Триза, собственно, собран был практически всегда, ибо накинуть на плечо дорожную сумку никак не тянуло на сборы. О распоряжении барона ведьмак уже был осведомлен, и даже успел дойти до ближайшей мясной лавки. Упакованная в бумагу вяленая колбаса и кусок буженины лежали возле сухпайков.
- Ты, милейший, не задерживайся, - напутствовал его граф. – Но и торопиться не след, барон по пустякам бы не погнал ближнего егеря на разбор.
Триза кивнул. Уж от торопливости, а тем более с призраками, он был отучен сызмальства.
- И вот что… - Граф задумчиво прошелся по комнате. – Горячку там не пори. Ежели барон тебя послал, значит, без меча в руке лучше мордой не торговать. А с другой стороны - разобраться надобно по уму, без суеты. Ты, как-никак, при бароне.
- Посмотрю, - пообещал Триза. – Призраки бывают такие, что сразу и не определишь.
Организовав в обеденной зале ужин, для «посидеть на дорожку», друзья в задумчивости поели и пошли спать. Завтрашний день – он такой, вроде думаешь про масленицу, а приключается пост. Так что лучше не загадывать.
Наутро ведьмак встал с рассветом, осторожно вышел из комнаты и спустился на улицу. У самых дверей сидел анчутка.
- Триза, ты очень осторожен будь, - подергал он за штанину ведьмака. – Что-то там непонятное, и нехорошее. Держи, пригодиться.
И анчутка сунул в руку ведьмака два сигнальных патрона.
Триза взял патроны и потрепал анчутку по голове.
- Буду осторожен, обещаю. А за сигналки спасибо, пригодятся.
***
До монастыря, судя по дороге, идти было дня три, а то и поболее. Поэтому Триза подтянул шнуровку на сапогах, поудобнее пристроил дорожную сумку и привычным к ходьбе быстрым шагом двинулся в путь.
Остановился на ночлег он лишь поздно вечером, на половине пути до Тына. Заметил полянку среди невысокого кустарника, натянул плащ от сырого ночного воздуха и, перекусив наспех разогретым сухпайком, заснул.
Ночь прошла спокойно. Лишь пару раз по дороге промчались не то шиши, не то шулмусы, вызвав легкое дрожание медальона, да проскрипел какой-то неугомонный обоз.
Соорудив короткий, но сытный завтрак с бужениной, Триза уже собрался в дорогу, как кусты неподалеку затрещали тем едва уловимым треском, который издает либо очень осторожный зверь, либо какая-нибудь бродячая нечисть. Триза прищурился, напрягая ведьмачье зрение, и отошел от кустов. На поляну осторожно вышел полевик. Осторожно дойдя до кострища, он внимательно осмотрел землю вокруг в поисках забытой хлебной корки.
Триза улыбнулся, достал из сумки сухарь и, присев протянул полевику угощение. Тот от неожиданности отпрыгнул к кустам и захлопал глазами.
- Я тебя вижу, - улыбнулся Триза, - бери хлеб.
Полевик постоял в нерешительности, потом схватил сухарь и отпрыгнул к кустам.
- Не бойся, я тут мимоходом.
Полевик втянул носом воздух, нюхая аромат хлеба, и откусил кусочек.
- Неурожай либо, по обочинам рыщешь? – поинтересовался Триза.
Полевик откусил еще кусок и развел руками.
- Сытного года давно уж не было. Сначала кочевники пришли, потоптали. На следующий год саранча летела, так хуже кочевников, даже воробьи за случайное зернышко дрались. А потом поле отвели под арбузы, тьфу. Хозяину забава, на рынок только успевает возить, а меня совсем голодуха одолела.
Триза покачал головой и протянул полевику еще один сухарик.
- Да, с арбузов не разжиреешь. А что из новостей в ваших краях?
Полевик задумчиво погрыз сухарь, припоминая новости, и посмотрел на ведьмака.
- Плохие вести не лежат на месте. Предсказатель у нас завелся… Предсказывает…
- Во как! И что он тут вам предсказал?
Полевик пожал плечами.
- Дак он каждое утро меняет показания. То, говорит, звезды куда-то сошлись, большую беду пророчат. Ну, народ начинает на всякий случай причитать да затаривать соль, крупу, шанцевый инструмент. Наутро идет, а навстречу народ с мешками. «Что, - говорит, - готовы к беде»? Народ, само собой, злится, но отвечает. Кто готов, а кому еще пару бочек капусты насолить надобно. А этот выворотень смотрит и башкой крутит. «Ты, народ, сильно не затаривай капусту, ибо беда другая будет, с лунного циклу». И все сидят, гадают – то ли от голода им пухнуть, то ли от капусты животом маяться.
Триза усмехнулся.
- Ну а тебе то что за беда?
Полевик покачал головой.
- Так пока они капусту по бочкам сыплют, в поле порядку нет. Арбузы лопаются, соком истекают, где-то уж и плесень пошла, а никто не спешит убирать. То за капусту дерутся, то соль делят. И при этом шанцевым инструментом по башке друг другу достается.
- Так бывает, - кивнул ведьмак. – Чаще всего подготовка к концу света приносит больше проблем, чем этот самый конец света.
Полевик с подозрением посмотрел на Тризу.
- А что, был уже конец света?
Триза кивнул.
- Был случай. Полковой писарь, дурак, решил сократить депешу. Прочитали – «свету будет конец». Забеспокоились, кто-то даже перед супругой успел покаяться. Оказалось, что свету и правда конец наступил, правда ненадолго. На месяц где-то свечной обоз задержался.
- И что было? – спросил полевик.
- Да ничего особенного. По большей части спать ложились пораньше, с темнотой. Правда, не все. Кто перед женой покаялся – те, в основном, на звезды смотрели. Между прочим, не зря. Весьма успешно исправили карту звездного неба.