Каждый бизнес проходит через определённые этапы. Отслеживать их и вовремя принимать необходимые решения – одна из главных задач любого предпринимателя. Но бывает и такое, что лучшим выходом является продажа компании. Несколько лет назад директор «Сибирского берега» Александр Ладан, производящего всеми любимые сухарики, принял решение расстаться с компанией. Почему это произошло, и какие перспективы открылись после – бизнесмен рассказал в интервью нашему порталу.
Справка
- Александр Юрьевич Ладан, предприниматель.
- Родился 10 февраля 1977 года в Усть-Каменогорске.
- В 1998 году окончил Новосибирский государственный университет по специальности «Прикладная математика и информатика», в 2000 – по специальности «Экономика».
- С 1999 по 2009 год – генеральный директор компании «Сибирский берег».
- С 2009 по 2013 год – председатель совета директоров завода «Экран».
- С 2010 года по настоящее время – директор компании «Нео-Пак».
- Обладатель премии «Промышленник года» по версии издания «Деловой квартал» в 2019 году и «Экспортёр года» в 2021.
- Обладатель звания «Персона года» в реальном секторе по версии бизнес-портала «Континент – Сибирь» в 2022 году.
- Женат, трое детей.
Про учёбу
– Александр, в 14 лет вы приехали из Казахстана в Россию, в физико-математической школу при НГУ. Не страшно было в таком юном возрасте начать жить самостоятельно в чужой стране?
– Во-первых, я родился и вырос в СССР, и Россия не была для меня чужой страной. Во-вторых, на тот момент других вариантов особо не было: развал страны, неопределённость, безденежье, а физматшкола давала хорошие перспективы. Хотя, конечно, было тревожно: тогда ведь мобильники и банковские карты еще не появились.
– Повлиял ли опыт раннего взросления на формирование вашей личности?
– Конечно. Я научился самостоятельности, прежде всего – считать деньги, планировать бюджет. Родители выделяли мне определённую сумму примерно на полгода, приходилось её растягивать на этот период. В то время нельзя было так легко перевести деньги, как сейчас.
– Сколько лет вы учились в физико-математической школе?
– Два года, потом поступил в НГУ на факультет «Прикладная математика и информатика».
– Почему выбрали именно эту специальность?
– Изначально я хотел пойти учиться на экономику, но не хватило одного балла. Позже я всё-таки поступил на этот факультет.
– Что вам дало математическое образование?
– Знаете, как говорят: «математика ум в порядок приводит». В НГУ отличный преподавательский состав и серьезные требования к студентам. Приходилось усердно заниматься, чтобы не вылететь. Но это было здорово: я считаю, что именно через преодоление сложностей человек развивается.
– Во время обучения в университете вы участвовали в общественной деятельности?
– Да, и довольно активно. Организаторские способности сильно пригодились позже, в бизнесе. Генерация идей, планирование, тайм-менеджмент, распределение обязанностей, коммуникации. По сути, в университете я получил опыт управления проектами. Поэтому нынешним студентам я рекомендую больше участвовать в общественной жизни учебного заведения, – это хорошо развивает социальные навыки.
– Вы сказали, что после мехмата всё же поступили на экономику. Это была необходимость или скорее собственное желание?
– И то, и другое. Я уже понемногу работал, поэтому понимание экономических процессов было нужно.
– Что для вас было самым ценным в экономическом образовании?
– В первую очередь его формат: вначале нам давали мощную теорию, а затем бизнес-кейсы. Важно и то, что преподаватели имели реальный опыт в бизнесе и понимали, о чём рассказывали. Кроме того, студенты факультета уже работали и могли поделиться друг с другом опытом, это было очень ценно.
– Какое ещё образование вы получали впоследствии?
– Мне очень нравится тезис о том, что новый век меняет требования как к знаниям, так и к способам их получения. Место «профессии на всю жизнь» в ближайшее время займут специальности, которые придётся обновлять или менять с определенной периодичностью. Двух университетских академических образований достаточно, чтобы хорошо понять «базу», матчасть. А дальше – наработка hard и soft skills в режиме нон-стоп. Я постоянно чему-то учусь. Недавно, например, сотрудники «Нео-Пак» проходили обучение оказанию первой помощи, я тоже её прошел.
Ещё в последние пару лет «подсел» на тему мозга, нейрофизиологии и того, как применить эти знания в реальном бизнесе. Оказывается, что можно, и достаточно эффективно.
Кроме того, много читаю. Ещё, если в Новосибирск приезжает достойный спикер, стараюсь посетить его выступление.
Про деньги
– Помните, как заработали свои первые деньги?
– Первые деньги – это почти как первая любовь, – никогда не забывается. Еще в Усть-Каменогорске я подрабатывал в кафе, где продавали мороженое. Разноцветные шарики накладывали в металлические креманки и поливали сверху жидким шоколадом и посыпали орешками. До сих пор помню вкус этого мороженого.
– Можно ли сказать, у вас с детства проявлялись предпринимательские способности?
– Возможно, хотя тогда это, наверное, не так называлось. Мне просто хотелось иметь деньги, чтобы купить что-то себе, сделать подарки близким. И не просить у взрослых, а именно заработать.
– Свой первый бизнес вы создали, учась на механико-математическом факультете, верно?
– Да, почти год параллельно с учёбой я занимался открытием торговых павильонов. Тогда это была скорее необходимость, кто помнит вторую половину 90-х, тот поймёт.
– Тяжело было вести этот бизнес?
– Нет, открытие торговых павильонов было не таким уж сложным процессом. Математическое образование помогало просчитывать затраты, составлять бизнес-планы. Да, приходилось изучать много нового, читать книги по экономике. Помогали словом и делом знакомые моих родителей, которые имели свои кооперативы в 90-е. Также с нами работали родные партнёров, которым можно было доверять.
Плюс у нас самих было стремление развиваться. В бизнесе как: если есть желание, много энергии и хорошая идея, то всё получится. На протяжении всех 30 лет я наблюдаю, что это правило работает в любой сфере: начиная с розничной торговли, заканчивая производством.
Про «Сибирский берег»
– Бизнес с торговыми павильонами существовал год. Что произошло потом?
– Мне хотелось «настоящего» дела. И здесь всё сошлось: друзья предложили «порулить проектом». «Сибирский берег» был классическим стартапом, в котором первоначально у меня была должность генерального директора. По факту я занимался тем, что развивал этот бизнес «с нуля».
– С чего начинался для вас «Сибирский берег»?
– Всё просто: мы работали по питерской франшизе. Мы поверили в этот бизнес, в нём была рыночная перспектива. Съездили в Санкт-Петербург, поговорили с владельцами и приняли решение о покупке франшизы.
– Упаковка в то время была дефицитом?
– Тогда в России упаковкой в её сегодняшнем понимании занималась практически одна компания – Paketti Group, с ними и сотрудничал «Сибирский берег».
– Когда вы создавали компанию «Сибирский берег», какие у вас были ресурсы?
– Спонсоры дали нам 5 тыс. долларов, мы добавили к ним деньги от продажи павильонов и купили франшизу. Поначалу работали в ноль: всю прибыль вкладывали в дальнейшее развитие. Вообще у «Сибирского берега» интересная география. Находясь в Новосибирске, мы работали с Москвой, Дальним Востоком, не боялись осваивать страны СНГ. Расширяли не только охват городов, но и ассортимент: со временем к сухарикам добавились морепродукты, чипсы, орешки. Надо учитывать, что мода и вкусы людей меняются, быть гибкими. Диверсификация позволяет бизнесу более уверенно стоять на ногах.
– Каким образом вы подбирали сотрудников?
– Когда дела пошли, мы поняли, что нам не хватает знаний о том, как расширяться. Тогда мы начали приглашать московских профессионалов. Им приходилось много платить, но они обладали уникальным опытом и знаниями, которыми делились с нашей командой. Мы пользовались ресурсами таких профессионалов по максимуму. Смотрели в первую очередь на их личностные ценности и желание работать.
Что касается подбора местных специалистов, то в первую очередь мы обращали внимание на то, чтобы их ценности совпадали с нашими. У нас было пять основных ценностей: нацеленность на результат, ответственность, умение работать в команде, стремление к развитию и предприимчивость. Если человек нам подходил, то мы готовы были обучать его в процессе. Можно сказать, в компании «Сибирский берег» был свой внутренний университет и штат преподавателей.
– Я слышала, что бывшие сотрудники «Сибирского берега» высоко ценились на рынке труда. Почему?
– Потому что у нас было качественное обучение. Людей, прошедших такую школу, в России было немного. Специалисты от нас выходили действительно сильные: получившие крутые знания и отработавшие их на практике. Они умели решать настолько сложные задачи, что их было уже ничем не испугать.
– В какой момент вы приняли решение продать компанию?
– В 2009 году. В тот момент мы были на распутье и думали, что делать дальше. Как раз тогда нам поступило предложение от KDV о продаже «Сибирского берега» с интересной ценой. Мы подумали и согласились.
– Не было жалко расставаться с компанией?
– Позже мы много обсуждали это решение, представляли, как могли бы развиваться дальше. Но на тот момент – нет, не было.
Про «Нео-Пак»
– Как развивалась ваша карьера после продажи «Сибирского берега»?
– Было много предложений заняться аналогичным бизнесом, но я не хотел. Какое-то время просто отдыхал, а потом завод «Экран» пригласил меня в совет директоров. Это была интересная работа с необходимостью шевелить мозгами, а я это делать умею.
Параллельно с этим, в 2010 году, появился «Нео-Пак». Компания началась с одной печатной машины и ориентацией на предприятия пищевой промышленности. Изначально я занимался бизнесом один, но довольно быстро понял, что мне комфортнее работать в партнёрстве.
– Почему выбрали именно эту нишу?
– Еще во времена «Сибирского берега» мы изнутри прочувствовали, насколько востребована качественная и доступная упаковка. Тогда мы подумали: если мы сами её активные потребители, то почему бы не открыть собственное производство? Тем более что в России дальше Казани крупных игроков практически не было. Мне было понятно, что в этой нише можно неплохо развиваться. Как показало время – я не ошибся.
– Какую продукцию производит «Нео-Пак»?
– У нас большой ассортимент: гибкая упаковка для пищевой и химической промышленности, молочная плёнка, курьерские и шопинг-пакеты. Практически в любом супермаркете можно найти продукты в нашей упаковке.
– Как выглядит цикл продаж в вашем бизнесе?
– «Нео-Пак» работает в сегменте B2B. Конкуренция в отрасли сейчас довольно высокая. На первый план выходят активные продажи. Как всё происходит: мы выходим на новую компанию (это, кстати, очень непросто, дойти до лица, принимающего решение), проводим презентацию, обсуждаем условия и цены. Затем производим пробную партию упаковки, потом уже промышленную. Процесс не быстрый из-за большого количества согласований, но если всё хорошо, с нами обычно сотрудничают долго.
– Расскажите про сам процесс производства продукта.
– Если описывать в целом, то происходит все так: из гранулированного полиэтилена на специальном оборудовании – экструдерах – выдувается плёнка, далее на неё наносится печать по макету от заказчика, затем проводится ламинация (соединение в одно целое из двух и более материалов при помощи клеевого состава. Необходимость проведения ламинации связана с тем, что добиться заданных свойств упаковкой в один слой в большинстве случаев невозможно – прим.). Далее всё это сушится, после чего пленка режется по нужным размерам и отправляется на склад готовой продукции.
– Есть ли на данный момент дефицит расходных материалов?
– Да, по нашему сегменту ощутимо ударил пятый пакет санкций: бо́льшая часть клея и красок, а также десятки наименований малотоннажной химии шли из Европы.
Поэтому в моменте возникла проблема замены необходимого сырья. Пришлось переходить на продукцию китайских, турецких, индийских производителей. Не скажу, что это было просто и легко, но справляемся. Мы придерживаемся принципа, что поставщиков сырья должно быть несколько. Если у одного случились перебои, то можно закупиться у другого. Это схема работает, но почему-то мало кто ей пользуется.
– Какие у «Нео-Пака» цели на 2023 год?
– Несмотря на все проблемы, я сторонник наличия у компании стратегических планов. У «Нео-Пак» приняты и уже вовсю реализуются планы на 2023. Мы также сформулировали для себя цели развития на три года. Даже если что-то поменяется, мы просто их скорректируем.
Сейчас мы непрерывно отслеживаем ситуацию, анализируем рынок, взвешиваем риски. В общем, подстраиваемся под текущие реалии. Да, ситуация нестабильная, и работать по-старому не получается, но мы справляемся, просто стало больше работы. Если говорить про текущий год, то наша цель – рост прибыли на 30%.
➔ Полный текст интервью читайте на сайте
#медиа
#кириешки, #нео_пак, #сибирский_берег, #упаковка
#форсайт, #foresight, #новосибирская_область, #нск
#новосибирск