"Скарабей" - один из арт-объектов, созданный в период культурной революции в Перми, расположен в Саду камней (имени 250-летия Перми), недалеко от железнодорожной станции Пермь II.
Произведение отсылает зрителя к древнему мифу о жуке скарабее — символу Солнца, олицетворяющему идею вечного возвращения, труда и творчества. Хотя в жизни всё гораздо прозаичнее, эти жуки скатывают шарики из навоза, делая таким образом себе запас провизии.
Автор скульптуры — Молдакул Нарымбетов (05.01.1948 – 13.02.2012), казахский художник, живописец, график, скульптор, музыкант. Лидер арт-группы «Кызыл трактор». Считался одним из ярчайших представителей современного искусства Казахстана. Скульптура была создана в рамках паблик-арт программы Музея современного искусства PERMM.
В основе скульптурных проектов Молдакула Нарымбетова - уникальная авторская техника, которую художник, основываясь на многолетнем опыте, совершенствовал и довел до абсолютного мастерства.
Сначала художник изготавливает каркас. Металлическая арматура с помощью сварки принимает вид будущей скульптуры. Затем автомобильные покрышки режутся с помощью специального оборудования. Каркас обшивается резиновыми заготовками, которые крепятся с помощью саморезов.
На изготовление пермского арт-объекта ушло более 1000 использованных автомобильных покрышек и более 3000 саморезов). Диаметр шара - 3,5 метра.
В дальнейшем, когда скульптура приобретает желаемую форму, резиновые сегменты тщательно склеиваются герметиком. И, наконец, последняя часть работы - скульптура выкрашивается черной краской и приобретает законченный вид. Черный массив и фактура скульптур художника производит на зрителя впечатление монолита из бронзы или чугуна.
На открытии объекта художник устроил небольшое представление. Переодетый в "шаманский" наряд, состоящий из блестящей рубашки, новогодней маски и плавательных очков, художник поведал пермякам о сокровенном смысле своего творения.
«Идея создать скульптуру "Скарабей" родилась спонтанно: я увидел в степи маленького жука, который катит перед собой огромный шар. Для меня это символ современной цивилизации, которая сегодня не столько создает новые, сколько перерабатывает многовековые культурные ценности», – отметил Молдакул Нарымбетов.
В этом проекте художник размышляет и над экологическими проблемами современности. Скульптуры из старых резиновых автомобильных покрышек - креативная модель утилизации промышленных, которая может быть реализована в любом другом российском городе.
Наиля Аллахвердиева, руководитель паблик-арт программы Музея современного искусства PERMM: "Материалом для создания арт-объектов художнику служат обыкновенные резиновые автомобильные покрышки. Можно сказать, что Молдакул Нарымбетов работает в технике русское бедное, используя бросовые материалы. Творения художника заставляют задуматься о том, "из какого сора" может быть сделано высокое искусство, отсылает к архаическим культурным смыслам и современных экологических проблемах города".
Надо сказать, творчество Молдакула Нарымбетова "зашло" далеко не всем пермякам - было много возмущений в соцсетях, а летом 2016 года скульптура подверглась акту вандализма. Неизвестные украсили скарабея желтой свастикой, а на шар нанесли число 666 и антисемитские лозунги.
Неприятие горожанами "Скарабея" вероятно объясняется несоответствием его внешнего вида эстетической привычке видеть в монументальных объектах прежде всего памятники - произведения мемориального, историографического или краеведческого толка, воплощенные в благородных материалах (например - в бронзе или в камне).
Впрочем, могу предположить, что подобные демарши в Перми совершались не против арт-объектов как таковых, а против "культурной революции" в целом и против ее лидеров в частности. В первую очередь - против Марата Гельмана.
Несмотря на противоречивое отношение к арт-объекту со стороны горожан, "Скарабей" весьма популярен как фотозона. Аполитичность образа позволяет пошалить, не боясь оскорбить чьи-то чувства или память.
Скульптурные изображения скарабея есть во многих городах мира. Техника исполнения у них разная, а смысл почти один и тот же: более или менее детальный пересказ древнеегипетского мифа. Гораполлон отмечал, что скарабей катит свой шар с востока на запад, повторяя дневной путь солнца. При этом жук движется строго по прямой, пятясь, так что глаза его всегда смотрят на солнце. Именно эта неразрывная связь с Солнцем делала навозного жука божественным в глазах древних. Они сравнивали скарабея с Хепри, богом восходящего Солнца, который выкатывает светящийся диск из-за горизонта и катит по небосводу с востока на запад, никогда не отклоняясь от заданного направления.
– Йа. Это священный египетский слог, которым навозники уже много тысячелетий называют свой шар, – торжественно ответил отец. – Пока твой Йа еще маленький, но постепенно он будет становиться все больше и больше. Часть навоза дадим тебе мы с мамой, а потом ты научишься находить его сам.
Мальчик все еще сидел на корточках, недоверчиво глядя на отца. Отец улыбнулся и чмокнул губами.
– А где я буду находить навоз? – спросил мальчик.
– Вокруг, – сказал отец и указал рукой в туман.
– Но там же никакого навоза нет, папа.
– Наоборот, там один навоз.
Виктор Пелевин "Жизнь насекомых. Инициация"