Найти тему
Журнал "ТЧК"

Как стать самозанятым: четыре способа + десять преимуществ для фрилансеров

Оглавление

Как оформиться самозанятым? Этот вопрос не теряет своей актуальности в 2023-м, несмотря на то что само понятие появилось четыре года назад. Рассмотрим несколько способов зарегистрироваться в качестве самозанятого, поделимся полезными ссылками и обсудим преимущества, которые дает этот статус.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В каком случае нужно регистрировать самозанятость

Режим налогообложения для самозанятых называется «Налогом на профессиональный доход». Он подразумевает официальное трудоустройство и добровольную уплату налоговых отчислений гражданами, которые работают сами на себя либо сдают в аренду имущество. К ним относятся, например:

  • репетиторы,
  • фотографы,
  • аниматоры и ведущие,
  • копирайтеры,
  • кондитеры,
  • парикмахеры,
  • мастера маникюра,
  • арендодатели.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В законе нет четкого перечня видов деятельности, сроков и периодичности оказания услуг. Вы можете зарегистрироваться, даже если совсем недавно начали свое дело. Ограничения касаются только реализации подакцизных товаров и перепродажи, а также деятельности, связанной с добычей полезных ископаемых.

Максимальный доход самозанятого за год должен быть не выше 2,4 миллиона рублей, при этом наличие наемных сотрудников исключается.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Что нужно, чтобы зарегистрироваться в качестве самозанятого

Чтобы встать на учет, достаточно иметь паспорт и ИНН. Зарегистрироваться можно:

  1. Через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru. Один из самых простых способов регистрации с любого устройства.
  2. На «Едином портале госуслуг» — www.gosuslugi.ru (потребуется электронная подпись (УКЭП).
  3. Через мобильное приложение «Мой налог» или одноименную веб-версию. Зайти в приложение можно с помощью аккаунта на «Госуслугах» или ИНН (в качестве логина) и пароля, полученного в налоговой. А также можно зарегистрироваться самостоятельно (потребуется паспорт и камера телефона). Впоследствии через это же приложение вы будете формировать чеки и оплачивать налоги, получать все важные уведомления.
  4. С помощью кредитной организации. Оформить самозанятость можно через Сбербанк, Альфа-Банк, Тинькофф, ВТБ и другие банки. Список уполномоченных банков можно найти на сайте ФНС.

После регистрации важно убедиться, что вам пришло официальное уведомление о постановке на учет. В зависимости от того, как вы подавали заявление, оно придет на электронную почту или в электронный личный кабинет.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Десять причин оформить самозанятость

  1. Возможность законно заниматься предпринимательской деятельностью и не бояться проверок, судов и штрафов.
  2. Официальное трудоустройство и стаж.
  3. Налог с низкой ставкой: 4% с дохода от физлиц и 6% с дохода от организаций и ИП.
  4. Возможность осуществлять несколько разных видов деятельности без отдельной регистрации.
  5. Право на льготы, различные выплаты и компенсации, в том числе налоговый вычет.
  6. Возможность не использовать кассовый аппарат и не вести бухгалтерскую отчетность.
  7. Защищенность бизнеса в случае спорных ситуаций с клиентами.
  8. Официальные отчисления в пенсионный фонд, из которых рассчитывается будущая пенсия.
  9. Возможность принимать оплату любым удобным способом: наличными, переводом, по номеру счета или через систему быстрых платежей.
  10. Отсутствие обязательных платежей: вы платите налоги только в том случае, если получали прибыль.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Несмотря на то что оформление самозанятости — процесс добровольный, стоит помнить, что незаконная предпринимательская деятельность в нашей стране наказывается штрафом в 2500 рублей. А если вовремя не встать на учет в налоговую, то можно получить штраф от 40 000 рублей и выше.

Для чего нужно оформлять самозанятость и что будет, если этого не сделать

Присоединяйтесь к нам в «Телеграме» 🙌