Обзор немецких медиа
🗞Deutsche Welle в статье «15 лет тюрьмы за «фейки» о наёмниках: Россия ужесточает военную цензуру?» рассказывает о том, что в России планируется ужесточить наказание для людей, дискредитирующих участников СВО или распространяющих «фейки» о них. Как изменения в законодательстве повлияют на общество? Уровень упоротости: высокий 🔴
Автор: Александра Иванова и Сергей Дик. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
Подпишись на канал «Мекленбургский Петербуржец» в Telegram — и первым читай переводы самых интересных публикаций немецких СМИ и комментариев немецких читателей.
В России в будущем будет преследоваться «дискредитация» всех российских участников СВО, а «распространение ложной информации» о них будет наказываться ещё строже. Поправка к закону также относит к участникам операции добровольцев и лиц, поддерживающих российскую армию.
До сих пор в России наказывали людей, которые «дискредитировали» военнослужащих или распространяли о них «фальшивки», по словам властей. Соответствующие законы были приняты год назад - после начала операции России против Украины, которую Кремль и российские СМИ называют «специальной военной операцией».
С внесением поправок в эти законы также планируется увеличить срок наказания с трёх до пяти лет, а за «повторную дискредитацию» - с пяти до семи лет лишения свободы. Максимальное наказание, однако, остается неизменным: 15 лет лишения свободы или штраф в размере до пяти миллионов рублей (около €63 000).
Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, разработанные группой депутатов Государственной Думы во главе с её председателем Вячеславом Володиным, были приняты российскими законодателями во втором чтении 2 марта. В третьем чтении они должны быть приняты 14 марта.
Как сообщается на сайте Государственной Думы РФ, «согласно поправкам в Уголовный кодекс Российской Федерации, нормы об ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию Вооружённых Сил Российской Федерации, распространяются на добровольческие объединения, организации или физических лиц, оказывающих содействие в выполнении задач, возложенных на Вооружённые Силы».
В конце января российские СМИ сообщили, что основатель частной армии «Группа Вагнера» Евгений Пригожин обратился к председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой добавить в Уголовный кодекс РФ статью, предусматривающую наказание за дискредитацию бывших осуждённых, завербованных для участия в войне против Украины.
По данным российской газеты Коммерсантъ, Пригожин предложил, в частности, запретить любую критику участников так называемой «специальной военной операции», а также публикацию информации об их прежних преступлениях. Критиков «Группы Вагнера», якобы предложил Пригожин, следует наказывать тюремным заключением сроком до пяти лет.
Максим Оленичев, юрист правозащитного проекта «Первый отдел», отмечает, что правовой статус «Группы Вагнера» остаётся неясным. «Ни один закон в России не разрешает создание частных военизированных формирований. Строго говоря, добровольцами могут считаться только те, кто проходит военную службу и имеет контракт с армией. Не исключено, что правоприменительная практика будет основываться на очень широком толковании, и любой, кто помогает российским Вооружённым силам, теперь будет считаться добровольцем», - говорит он.
В свою очередь, адвокат из Санкт-Петербурга Виктор Дроздов обращает внимание DW на то, что в тексте закона упоминаются как «добровольческие объединения», так и «Вооружённые Силы Российской Федерации». По его мнению, это создает двусмысленность в отношении уголовной ответственности за наёмничество, которая предусмотрена статьей 359, часть 3 Уголовного кодекса РФ.
В целом, Дроздов считает инициативу председателя Госдумы Володина и его коллег «упреждающим, запугивающим политическим выпадом». «Как известно, крик - это признак бессилия. Ужесточение наказаний в части свободного распространения мнений и оценок по поводу так называемой «специальной военной операции» может указывать только на одно: заявленная государством монополия на распространение информации терпит, мягко говоря, очередное историческое поражение», - сказал юрист.
Максим Оленичев даёт схожую оценку: «Законопроекты направлены на дальнейшее ужесточение военной цензуры, и это в условиях, когда военное положение в России ещё не введено. Поправки не имеют ничего общего с правами человека и правосудием, но грубо нарушают обязательства России по статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах уважать право каждого на свободу выражения мнения».
Российский правозащитник Павел Чиков на своём канале в Telegram отмечает, что у него тоже «много вопросов» по поводу изменений в законе. «Я подозреваю, что публичные негативные высказывания о «Группе Вагнера» теперь могут стать основанием для уголовного преследования. До сих пор большинство полицейских и судов считают дискредитацией простые высказывания против войны. Заявление типа «Нет войне» - это проступок, а за критику Евгения Пригожина можно будет привлечь к уголовной ответственности. Это допускает планируемая статья в законе», - подчеркивает Чиков.
По словам юриста, к «фейкам» можно отнести сообщения о «Группе Вагнера», например, «в которых, вопреки официальной информации, говорится о плохом снабжении войск». В то же время Чиков отмечает, что непонятно, как определить, какая информация о добровольческих отрядах правдива, а какая - неправдива. «Если представитель Министерства обороны России Игорь Конашенков, как отмечается во всех уголовных делах, продолжает оставаться рупором истины в том, что касается «фейков» о военных, то заявления членов «Группы Вагнера» о недостаточном снабжении снарядами могут неожиданно сами оказаться фейками», - говорит Чиков.
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: нет, ну а что вы ещё ожидали от Deutsche Welle?
Мекленбургский Петербуржец в: