Культура нашей страны традиционно пестует высокую ответственность за то, что ты делаешь. И за то, что делают другие. А порой даже за то, что тебя напрямую не касается.
И до революции, и после нее россиян учили отвечать за всё. Практически «ты в ответе за тех, кого ты приручил», и даже больше того.
Частенько у нас даже с избытком совестливости.
Вспомним хоть песни Владимира Высоцкого с его повышенной исповедальностью, когда он буквально всего себя выворачивал наизнанку, «рвался из сил и из всех сухожилий».
Да и привычка выносить мусор из избы тоже нам свойственна. Мы себя критикуем... а другие страны умело в своих целях порой этим пользуются.
На этом фоне Запад умело маскирует собственные грехи и погрешности.
Назову 2 ярких примера – для взрослых и для детей.
Пример № 1 – для взрослых.
Недавно я на моем Дзен-канале рассматривала ляпы в голливудском фильме «Гравитация» режиссера Альфонсо Куарона.
Так вот, помимо ляпов, есть в этом кино и такой любопытный психологический момент.
Вспомните, как всё начинается.
Герой и героиня выполняют работы в открытом космосе. И вдруг приходит сообщение: произошел форс-мажор и надо возвращаться на станцию.
Что делают в таких случаях космонавты? Слушают приказ и выполняют его, не рассуждая. В этом скрыта, как бы сказал Остап Бендер, «великая сермяжная правда»: начни рассуждать – и потеряешь ценное время.
Так и происходит в «Гравитации». Героиня вместо того, чтоб сразу возвращаться на корабль, говорит: мол, но я не закончила работу – и пытается работу продолжать.
И лишь спустя пару минут она подчиняется приказу.
Да, она извиняется, что не сделала этого сразу.
Однако не просто ценное, а уже драгоценное время упущено.
А в подобных случаях счет может идти даже не на минуты, но на секунды. И от скорости выполнения зависят жизни людей.
В данном случае это жизни 2 астронавтов – коллег героини.
Именно потому, что она затормозила по собственной воле возвращаться на корабль, в итоге гибнут оба ее спутника – говорливый и дальний, которого нам не показывают, но который тоже, извините, человек.
И что происходит в конце концов?
Пройдя череду испытаний и приключений, героиня изживает свой психологический комплекс, которой она протащила на орбиту через всех врачей, в том числе психологов: она прощает себе ситуацию, из-за которой долго переживала на Земле – когда по нелепой случайности не стало ее дочки.
Да-да, мы очень рады за героиню: наконец-то она сможет жить, отпустив это.
Но почему-то она не «обрастает» новым комплексом – виной за жизни 2 астронавтов, которых не стало из-за того, что она ослушалась приказа.
А всё почему? Потому что героине и в голову не приходит, что она виновата.
Просто так получилось – вот логика западных людей… в то время как российский человек стал бы переживать всю жизнь (вспомнить хоть героя российского фильма «Остров»).
Пример № 2 – детский. Но он вполне серьезный, поскольку показывает, как голливудские фильмы учат людей с их детства. Речь – об «Алисе в Зазеркалье» Джеймса Бобина.
Развивая сюжет в сторону, которая Льюису Кэрроллу и не снилась, режиссер вместе с продюсерами, особенно с Тимом Бертоном, приводит Алису к разгадке плохого характера Красной Королевы. Оказывается, это сама Алиса в некой временной петле умудрилась привести к тому, что будущая коварная королева станет маленькой, а ее голова – слишком большой. И вот из-за своей внешности эта властвующая особа будет казнить многих и многих.
И как реагирует наша Алиса?
Ну, такова судьба, просто так получилось… и весело следует дальше (прям-таки «твердым шагом мы идем вперед, нам нечего терять…»).
А как считаете вы, уважаемые читатели: есть разница в отношении к ответственности за свои дела у нас и у героев фильмов Голливуда + жителей страны, где они сняты? :)
В продолжение темы читайте пост «Как Потемкина с «потемкинскими деревнями» вслед за Иваном Грозным оболгали жители других стран» и еще много интересных статей в моих Дзен-рубриках «История: ляпы и призмы» + собственно «Ляпы кино».