Найти тему
"Хомо люденс"

Как герои Голливуда ловко смахивают с себя вину

Культура нашей страны традиционно пестует высокую ответственность за то, что ты делаешь. И за то, что делают другие. А порой даже за то, что тебя напрямую не касается.

И до революции, и после нее россиян учили отвечать за всё. Практически «ты в ответе за тех, кого ты приручил», и даже больше того.

Частенько у нас даже с избытком совестливости.

Вспомним хоть песни Владимира Высоцкого с его повышенной исповедальностью, когда он буквально всего себя выворачивал наизнанку, «рвался из сил и из всех сухожилий».

Да и привычка выносить мусор из избы тоже нам свойственна. Мы себя критикуем... а другие страны умело в своих целях порой этим пользуются.

На этом фоне Запад умело маскирует собственные грехи и погрешности.

Назову 2 ярких примера – для взрослых и для детей.

Пример № 1 – для взрослых.

Недавно я на моем Дзен-канале рассматривала ляпы в голливудском фильме «Гравитация» режиссера Альфонсо Куарона.

Так вот, помимо ляпов, есть в этом кино и такой любопытный психологический момент.

Вспомните, как всё начинается.

Кадр из фильма Куарона
Кадр из фильма Куарона

Герой и героиня выполняют работы в открытом космосе. И вдруг приходит сообщение: произошел форс-мажор и надо возвращаться на станцию.

Что делают в таких случаях космонавты? Слушают приказ и выполняют его, не рассуждая. В этом скрыта, как бы сказал Остап Бендер, «великая сермяжная правда»: начни рассуждать – и потеряешь ценное время.

Так и происходит в «Гравитации». Героиня вместо того, чтоб сразу возвращаться на корабль, говорит: мол, но я не закончила работу – и пытается работу продолжать.

И лишь спустя пару минут она подчиняется приказу.

Да, она извиняется, что не сделала этого сразу.

Однако не просто ценное, а уже драгоценное время упущено.

А в подобных случаях счет может идти даже не на минуты, но на секунды. И от скорости выполнения зависят жизни людей.

В данном случае это жизни 2 астронавтов – коллег героини.

Именно потому, что она затормозила по собственной воле возвращаться на корабль, в итоге гибнут оба ее спутника – говорливый и дальний, которого нам не показывают, но который тоже, извините, человек.

И что происходит в конце концов?

Пройдя череду испытаний и приключений, героиня изживает свой психологический комплекс, которой она протащила на орбиту через всех врачей, в том числе психологов: она прощает себе ситуацию, из-за которой долго переживала на Земле – когда по нелепой случайности не стало ее дочки.

Да-да, мы очень рады за героиню: наконец-то она сможет жить, отпустив это.

Но почему-то она не «обрастает» новым комплексом – виной за жизни 2 астронавтов, которых не стало из-за того, что она ослушалась приказа.

А всё почему? Потому что героине и в голову не приходит, что она виновата.

Просто так получилось – вот логика западных людей… в то время как российский человек стал бы переживать всю жизнь (вспомнить хоть героя российского фильма «Остров»).

Пример № 2 – детский. Но он вполне серьезный, поскольку показывает, как голливудские фильмы учат людей с их детства. Речь – об «Алисе в Зазеркалье» Джеймса Бобина.

Коллаж кадров из фильма об Алисе взят на wallpapercave
Коллаж кадров из фильма об Алисе взят на wallpapercave

Развивая сюжет в сторону, которая Льюису Кэрроллу и не снилась, режиссер вместе с продюсерами, особенно с Тимом Бертоном, приводит Алису к разгадке плохого характера Красной Королевы. Оказывается, это сама Алиса в некой временной петле умудрилась привести к тому, что будущая коварная королева станет маленькой, а ее голова – слишком большой. И вот из-за своей внешности эта властвующая особа будет казнить многих и многих.

И как реагирует наша Алиса?

Ну, такова судьба, просто так получилось… и весело следует дальше (прям-таки «твердым шагом мы идем вперед, нам нечего терять…»).

А как считаете вы, уважаемые читатели: есть разница в отношении к ответственности за свои дела у нас и у героев фильмов Голливуда + жителей страны, где они сняты? :)

В продолжение темы читайте пост «Как Потемкина с «потемкинскими деревнями» вслед за Иваном Грозным оболгали жители других стран» и еще много интересных статей в моих Дзен-рубриках «История: ляпы и призмы» + собственно «Ляпы кино».