Читаю и даже конспектирую книгу Димы Зицера "Практическая педагогика. Азбука НО (неформального образования)" и вот над каким вопросом задумалась.
Одним из условий успешного образовательного процесса Дима считает появление у ученика личного интереса к изучаемому материалу, а личный интерес может возникнуть лишь при условии создания правильной атмосферы на уроке.
Таким образом, атмосфера - это первый и очень важный инструмент образования.
Какой же она должна быть, эта самая атмосфера? По мнению автора, нужно создать атмосферу комфорта, уверенности, отсутствия опасений. Ученики должны чувствовать себя в безопасности, когда можно вести себя спокойно, не защищаясь и не нападая на других.
Пока ученик напряжен, напуган, большая часть его энергии, его сил направлена на самозащиту и самоутверждение. Когда же ему комфортно, он может заняться собой, своими ощущениями, осознанием того, что ему важно и интересно происходящее.
Вот такая простая, казалось бы, мысль. Но если мы посмотрим на нашу сегодняшнюю школу, то мы увидим все с точностью до наоборот.
Создавать этим бездельникам комфортную атмосферу? Ага, щас! А больше ничего им не нужно? Намного же проще и действеннее добиться своего при помощи страха. Так и проводят ученики всю свою школьную жизнь, все время чего-нибудь боясь: двойки, наказания родителей, выговора учителей, несдачи очередного экзамена. И венец всего этого ужаса и кошмара: "Если ты не сдашь ЕГЭ...", дальше можно подставить нужное.
Что ж, страх тоже инструмент, и даже вполне себе действенный. По крайней мере, большинство учителей именно так и считают: не напугаешь как следует - ничего эти негодники не сделают. А уж про то, как пугают ОГЭ и ЕГЭ - отдельная песня. Причем бездельникам как раз обычно наплевать, а вот многих ответственных и тревожных учеников вполне себе доводят до невроза.
Почему так происходит? Жизнь очень изменилась за последние десятилетия, современных детей сложно обмануть, ими трудно манипулировать, ведь в их распоряжении вся информация в свободном доступе. И учитель в нашем мире не только не единственный светоч знаний, но даже и не самый лучший, не самый эффективный, интернет знает больше и информацию может предоставить быстрее и точнее.
Так потихоньку и отобрали у учителя его законные инструменты: обман и манипуляцию, а также учительский авторитет и статус главного носителя знаний. Остался только страх, вот его и используют на полную катушку. А Зицер говорит, что там, где страх, настоящего процесса образования просто нет.
Вот и приходится отслеживать свое поведение на уроке и максимально убирать все привычные страшилки: если вы этого не сделаете, то.... Я верю Диме, а значит, буду осваивать новые инструменты, благо, их в его книге много.