Найти тему
Антимодернизм

Мужество и счастье

Оглавление

Упорядоченная душа в Новое время

Мы подошли к концу книги, в которой я пытался описать определенный момент духовной истории на переломе 2022 и 2023 годов.

В Предисловии я говорил, что в Новом веке христиане действуют, мыслят и говорят, как им обычно.

Христианин по-прежнему прав во всем. Он мудрец и наилучший гражданин. Он образец, построенный по образу Христа.

Св. Апостол Иоанн Богослов на острове Патмос. Гравюра Авраама де Брейна, 1578 г.
Св. Апостол Иоанн Богослов на острове Патмос. Гравюра Авраама де Брейна, 1578 г.

Что же, в таком случае, христианин делает в этом мире, не только не образцовом, но падшем и отступническом?

Он ходит по площади и прилагает этот образец ко встречным и поперечным, замечая при этом, что и сам он отклоняется от меры. В этом смысле и следует говорить не только о вредных модернистах, но и о желающих добра антимодернистах.

Антимодернисты – не инопланетяне, спустившиеся на землю, чтобы навести на ней порядок. Они – часть проблемы, несовременная частица современности, но частица сознательная, преднамеренная. Катастрофа возникает из хороших и плохих усилий, и в этом смысле никто не прав настолько, чтобы остановить катастрофу в России и в мире.

Этот результат наших измерений странен лишь на первый взгляд. Так действует любая мера: ей ничто не равно, кроме нее самой. Не случайно же мы говорили в предыдущей главе о странных сочетаниях. Ведь они от того и происходят, что мы измеряем правильным – неправильное, в том числе самих себя.

Мужество

Вот это странно и удивительно, страшно, наконец. Ведь, получается, мы желаем невыносимого, того, что нам не по плечу, того, с чем мы не можем справиться. Чтобы справиться с этим страхом, нужно мужество.

Цицерон
Nemo sapiens, nisi fortis (Никто не разумен, если не мужественен).

Мужество нужно, потому что знать истину болезненно, и в том числе ту истину, что от нашего мужества ничего не зависит.

Мужество ничего не совершает, и все-таки оно нужно. Какая освобождающая мысль!

Ведь мы говорим лишь то, что

  1. на вызовы эпохи Отступления ответа нет, а это очень горько (Откр. 10:9-10);
  2. наши действия ведут к разделению между людьми, а это тоже болезненно, а иногда и опасно.

Чтобы над этим намеренно размышлять и беседовать об этом, нужно одно только мужество, потому что сама задача легка. Истина недалеко от каждого из нас.

св. Афанасий Александрийский
К познанию и точному уразумению истины имеем нужду не в ком-либо другом, а только в себе самих. Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего Сам Бог; он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: «слово веры – в сердце твоем» (Рим. 10:8; Втор. 30:14). И Спаситель, давая разуметь и подтверждая то же самое, сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Внутри же себя имея веру и царствие Божие, можем вскоре узреть и уразуметь Царя вселенной – Спасительное Отчее Слово… Что же это за путь? Отвечаю: душа каждого, и в ней ум, потому что только умом может быть созерцаем и уразумеваем Бог.

Цель достигается сама собой, и удивиться вопросу – значит решить задачу.

Для чего нужно мужество?

Нам нужно

  • Мужество, чтобы задавать опасные вопросы,
  • Мужество, чтобы задать на вопрос больше.
  • Мужество, чтобы слышать вопросы,
  • Мужество размышлять над ними (это и значит идти по пути Истины) и отвечать на них.
  • Мужество принять невозможность ответа.
  • Мужество принять ответ, болезненную правду.
  • Мужество не ошибаться, быть правым во всем.
  • Мужество отделиться от идеологов.
  • Мужество не отделяться от человечества.
  • Мужество увидеть силу идеологий.
  • Мужество понять, что сила идеологий – в истине. Они ищут истинного, оставляя истину в небрежении.
блж. Августин
Вводят нас в заблуждение грехи, когда душа ищет истинного, оставив истину в небрежении.
  • Мужество быть самостоятельным, то есть понимать, что действительность не имеет характера системы, а история не имеет одного смысла.
  • Мужество не иметь ориентиров.
  • Мужество не притворяться, отказаться от всякой симуляции и диссимуляции.
  • Мужество быть негодным для мира, несовременным, непопулярным, не понятым.
  • Мужество не зависеть от моды на идеи и самому не создавать новой моды.
  • Мужество говорить, что думаешь.
  • Мужество оставаться на своем месте.
  • Мужество заниматься своим делом:
  • не заниматься халтурой;
  • делать свое дело наилучшим образом;
  • знать предмет лучше противников.
  • Мужество видеть, что наше знание частичное.
  • Даже сообщать только факты – и тут нельзя обойтись без мужества, чтобы их видеть и обсуждать.
  • Мужество возлюбить свою судьбу.

Счастье

И вот, вооружившись мужеством, мы видим, что христианин – счастливый человек, чье счастье – в любви к истине (2 Фес. 2:10). То, что он мыслит мрачные и опасные мысли, еще не значит, что он отчаялся в милости Божией и смирился с ужасной жизнью, по подобию декадентов.

Радость о Боге имеет только одну причину: Самого Бога. Задавая вечные и нерешаемые вопросы, мы отказываемся от утешения человеческого и предоставляем Ему суд над нами. Здесь следует искать объяснения нашей ситуации, прояснения ума, освобождения своей мысли от компромисса. И здесь следует искать причины странной власти антимодернистов: это власть суда, но не суда человеческого.

Наши печальные мысли ведут нас к радости, или – что то же – сладкое знание горько во чреве пророка (Откр. 10:9-10).

Многие опасности и проблемы оказываются мнимыми: например, одиночество или непонимание. Они мнимые не потому, что их нет, а потому что не могут лишить радости о Боге. Напротив, за этими бедами следует утешение.

Апостол Павел в Афинах. Гравюра Маркантонио Раймонди, 1517-1520 гг.
Апостол Павел в Афинах. Гравюра Маркантонио Раймонди, 1517-1520 гг.

Представляя себя на суд, мы оказываемся в удивительном месте, где все существенное достигается без усилий, само собой: понимание, слово и действие.

Ответы, которые нужно знать человеку, предложены ему в его душе. Это Истины, на которые нужно только направить свой взгляд.

Я бы хотел, чтобы слово истины слышали только понимающие, только  понятливые, только разумные. Но ведь это так и устроено Богом, что слово Его слышат только имеющие уши слышать (Мф. 11:15, 13:9).

В эпоху Отступления ничего нельзя сделать, ничего нельзя изменить. Но это и не нужно.

Что делать, мыслить и говорить в Новом веке?

Наконец, мы можем ответить на главный вопрос нашей книги. Что же мы предлагаем христианам делать в Новом веке?

Ответ у нас получился двоякий:

  1. Ничего. Ответив таким образом, мы сможем холодным умом понять, как правильно перейти от мысли к действию.
  2. Поступать как обычно. Так мы можем устраниться от гордости реформаторов и восстановителей.

Вечный человек в новом обществе

В мире, где идет война всех против всех, христиане являются образцовыми гражданами, какими они были всегда: и при языческих царях, и при православном царе. Они обращаются к обезумевшему миру со словами истины и здравого смысла (Деян. 26:25). Они проповедуют и действуют в духе государственной дружбы.

От этого в обществе ничего не меняется. Оно не становится обществом граждан. В нем не появляются разумный диалог и христианская политика. Значит, действительно, кто хочет быть в этом мире разумным, будь безумным (1 Кор. 3:18).

Война, а тем более война всех против всех, это не партия в шахматы, когда проигравший идет домой. Для нас это значит, что христиане, если они побеждают в этом мире, то делают это без усилий и без особой заслуги. Если же проигрывают, то теряют лишь временную жизнь, но не вечную.

Поэтому мы предлагаем на первое место поставить смерть и суд, а жизнь – на второе. Иными словами, мы должны возлюбить свою судьбу не потому, что она нам нравится.

На своем месте

Я ищу не того, чтобы мой ум стал силой, и не того, чтобы научиться легко быть христианином. Я ищу свое место, где становится ясен ответ.

И вот здесь, когда расширено наше поле зрения и вся картина видна целиком, мы видим еще одно странное сочетание.

Оказывается, мы тоже боремся с истиной. Она для нас тоже страшна и невыносима, бесконечно сильнее нас, как она сильнее всего на свете.

Мы отличаемся от идеологов только тем, что соглашаемся, когда истина нас побеждает, пусть и не без безумного сопротивления с нашей стороны. Идеологи же с этим не согласны. Поэтому их мироулучшительная деятельность и их самосовершенствование суть символы бунта против Творца и Промыслителя.

Таков вывод из философии порядка, которая отделяет порядок от беспорядка и каждому отводит свое место во времени и в вечности.

И наконец, мы видим, что наше полное знание – «вся вера» (1 Кор 13:2) – приводит не туда, где нет никаких вопросов. Знание, вера и любовь согласно приводят тебя к Тому, Кто судит о твоих успехах и неуспехах, о твоем знании, вере и любви.

Все остальное не имеет значения.

Послесловие

Роман Вершилло