Продолжаю свой рассказ о деталях аферы Байтерек и её последствиях.
Часть 2 - Афера века.
Новый генконструктор/директор ГКНПЦ им. Хруничева Владимир Евгеньевич Нестеров, заступив на свою должность и увидев, что всё разворовано, попал в патовую ситуацию. Деньги, выделенные государством на строительство нового перспективного ракетного комплекса Ангара, потрачены, а комплекса как такового нет, есть только заделы.
Немного отступлю, чтобы дать понять, в чём фишка Ангары. Советская ракетная школа развивалась по нескольким параллельным конкурентным курсам. Хрущёв, обласкивал Великого Челомея (даже сын Хрущёва работал у Челомея). Челомей строил главного тяжеловоза — ракету-носитель "Протон". После того как "ушли" Хрущёва, в любимчиках стал ходить Янгель, которого опекал Устинов с Брежневым, при этом Челомей был в опале. Особняком стоял Великий Королёв с ЦСКБ "Прогресс" и рабочей лошадкой "Союзом". Но даже Великому Королёву пришлось отдать дальний космос на Лавочкина. А ещё работал Макеевский ГКЦ в Миассе и Красноярске.
Таким образом, благодаря жёсткой конкуренции, мы делали прорывы в космосе будучи лучшими. Но при этом каждая научная школа Великих Главных Конструкторов со своими КБ и заводами производили разные ракеты носители, разные двигатели. К примеру, ракета-носитель "Союз" имеет более 2 млн. деталей. Специфика требований в космическом строительстве такова, что ни одну деталь нельзя заменить без решения комиссии во главе с генконструктором. Но даже при замене нужен огромный комплекс испытаний.
Как пример. У нас закупили новые 5-ти координатные ЧПУ станки. 80-летних стариков токарей уволили, а молодых с высшим образованием набрали. И тут начались аварии. Вызывают старика токаря (просят вернуться, присылая личную директорскую машину, обещая огромную премию). Он точит деталь к двигателю, и испытания проходят на ура. Собирают КБ с претензией, что есть проблема и, скорее всего, в технологическом процессе. КБ стоит на ушах, всё сверяет и многократно перепроверяет, но ошибок не находит. Опять запускают станки ЧПУ и опять авария. Опять посылают директорскую машину за токарем, и опять с его деталью всё работает безаварийно.
Проблема оказалась в том, что дед в нарушение технического процесса (по собственному наитию) точил деталь против часовой стрелки, а станок ЧПУ - по часовой. Так вот мы имеем десяток ракет носителей с миллионами деталей, которые нельзя заменить. Для экономического монстра Советского Союза это стало надрывом экономики, что и погубило СССР. То есть тысячи заводов по всему СССР обязаны были (под страхом расстрела) хранить оснастку, запасы металла и материалов. А Общемаш заказывал через год по чайной ложке.
Так вот идея Ангары - это унификация всех деталей и конструкций, своего рода конструктор Лего.
Ангара — семейство российских унифицированных ракет-носителей (РН) с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители от лёгкого до тяжёлого классов — в диапазоне грузоподъёмностей от 3,5 тонн («Ангара-1.2») до 38 тонн («Ангара-А5В») на низкой околоземной орбите.
Горжусь тем, что и труд моего товарища Саныча имеет непосредственное отношение к Ангаре.
Возвращаюсь к Владимиру Нестерову, перед которым лежит на столе «тришкин кафтан». Деньги потрачены, а Ангары нет, есть только заделы. И вот тут в Володе проснулся Остап Ибрагимович Бендер.
Володя решил продать Ангару южным корейцам. Ну как продать? Пообещать построить для Южной Кореи ракету-носитель лёгкого класса. Корейцы обрадовались и перечислили Нестерову аванс. Володя принимал у себя корейцев, показывал им чертежи и готовые детали в цехах, корейцы радовались, но не долго… Когда разводить корейцев было дальше невозможно, Володя взялся разводить казахов. Казахам Володя рассказал про Нью-Васюки и межпланетный шахматный турнир. Благо дело, Байконур на казахской земле (позволю возразить, что это наша земля, политая потом и кровью великого русского народа). Казахский космос тогда возглавлял казахский космонавт, вхожий к баю. Остап Ибрагимович Нестеров предложил казахам построить для них ракету-носитель Байтерек. Мол, будет у вас казахов на вашем космодроме ваша ракета, а ещё будут институты и научные космический школы. Вы, казахи, станете передовой космической державой. Понятно дело, у казахов поехала крыша, и они уже мысленно в своих Нью-Васюках принимали межпланетный шахматный турнир. Главный бай едет к нашему Верховному и рассказывает ему сказку про Нью-Васюки. Наш Верховный в тот период верил во всё доброе и хорошее и идею васюкинцев-казахов одобрил и поддержал (благо дело у Роскосмоса очень короткая дорожка к Верховному, раньше Королёв и Челомей напрямую по ЗАСу звонили Верховному, вот и у нынешнего руководства на столе стоял такой аппарат с гербом вместо циферблата). Но как мы понимаем, сколько ниточке ни виться, конец всё равно придёт. Только вот Володя Нестеров круче Остапа Ибрагимовича. Он казахам умудрился продать козу (Ангару) два, нет, три, нет, четыре раза. Когда у казахов от постоянных завтраков начало лопаться терпение и главный казахский космонавт стал жаловаться баю, что им «крутят луну», а бай стал мягко сетовать нашему Верховному, Володя понял, что ему капец, что придут следователи и спросят, где деньги корейцев и казахов и как дела с гостайной? И тут «Остапа понесло».
Великий комбинатор Ося Нестеров придумал, как «выйти сухим из воды». Он подбросил начальству суперидею. Зачем казахам новая ракета Байтерек, когда есть лучшая в мире РН "Зенит". Есть проект "Наземный Старт", где есть "Южмаш", РКК "Энергия" и уже по самые ноздри затянут в проект ЦЭНКИ. Давайте проведём зачёт казахских денег, мы вам вместо Байтерека дадим Зенит. Казахи не сразу поняли, что их разводят, поэтому согласились. Согласились в том числе и потому, что Ося Нестеров в калькуляцию затрат включил многомиллионные суммы на столы и подарки казахам.
Казахи подумали, что теперь у них есть 45-я площадка на Байкануре (это отдельный готовый космодром) для запуска "Зенитов". Я так понимаю, что руководство Роскосмоса уже знало о том, что на Хруничева проблема с деньгами казахов, потому что бай уже не мягко стал жаловаться нашему Верховному на Роскосмос. Руководитель Роскосмоса, как человек военный, понимал, что полетит не только голова Нестерова, но и его, поэтому решил подыграть Нестерову, чтобы спрятать концы аферы. Запойный алкоголик, генерал армии, надавил на Генерального РКК "Энергии", отдать казахам "Наземный Старт".
Тут позволю себе снова небольшое отступление. Мой товарищ Саныч, работавший в свое время директором "Южмаша", горячо поддержал эту идею альянса с казахами, так как в таком сложном альянсе видел большую степень независимости бизнеса, а значит, и его развития. Кучма был ракетчиком и полжизни провёл на Байконуре, он понимал, что у Украины нет и не будет своего космодрома, но есть лучшая в мире РН "Зенит". Назарбаев тоже понимал, что у него есть космодром, но нет ракеты. ВВП бывал и на Южмаше, и на Байконуре и понимал, что такой взаимозависимый альянс тоже выгоден России. Идея Нестерова действительно была супер!
Возвращаюсь к нашей афере. Остап Ибрагимович Нестеров уже попивал своё любимое чешское пиво Старопрамен, когда прилетел чёрный лебедь. Запойный руководитель помер, новый руководитель тоже быстро сошёл с дистанции, и Верховный, как всегда неожиданно, назначил на Роскосмос Комарова-Brioni.
В Роскосмос пришла команда менеджеров ликвидаторов с автоВАЗа. Новой циничной команде было плевать на всё и на всех. Их не интересовали переплетённые десятилетия отношений русской, украинской, казахской космической семьи, их интересовала отчётность. Они быстро разобрались, что на Хруничева много лет крутилась афера, доложили куда следует и передали дело в спецпрокуратуру.
Там, недолго думая, рубанули топором по всем хитросплетениям. И вот тут мы приходим к финалу.
Что мы имеем?
- Долг казахам.
- Ликвидированный Наземный Старт.
- Порезанную, с вырванными кабелями, 45-ю площадку- космодром.
Но самое страшное — это не варварское отношение к уничтоженному космодрому и не спускание в унитаз великого космического наследия, самое страшное — это разбитые мечты казахов про Нью-Васюки. Помните, чем закончился для Остапа сеанс одновременной игры? Закончился злой яростью обманутых шахматистов.
Я опять поставлю свой рассказ на паузу. В следующей части я расскажу про ЦЭНКИ и "Союз-5".