Найти тему
монтаж&нарратив

Как Гай Ричи повторил прием из раннего немого кино

Порой забытые приемы из старых фильмов, обусловленные несовершенством технологии или киноязыка начала XX века, внезапно получают новое осмысление. Так случилось в «Гневе человеческом» Гая Ричи, где режиссер воспроизводит находку Эдвина Портрера — автора вестерна «Большое ограбление поезда» 1903 года. Лента рассказывала о нападении бандитов на поезд, ограблении пассажиров и погоне местных мужчин за налетчиками.

Конечно, фильм Портера нельзя назвать несовершенным — в свое время он расширил горизонты киноязыка. Например, в нем появился один из первых поясных планов героя, а также был заявлен важнейший прием киноязыка — показ двух событий, происходящих одновременно в разных местах.

Сегодня режиссеры используют для такого показа параллельный монтаж. Однако, в 1903 году монтажные построения оставались на достаточно примитивном уровне — и Портер для выражения одновременности действия использовал мизансцену.

Кадры из фильма «Большое ограбление поезда» (The Great Train Robbery), реж. Э.Портер, 1903
Кадры из фильма «Большое ограбление поезда» (The Great Train Robbery), реж. Э.Портер, 1903

В начале фильма, когда преступники врываются в кабинет станционного смотрителя и связывают его по рукам и ногам, за окном виден остановившийся у перрона поезд и его скучающие пассажиры.

Современные режиссеры, скорее всего, смонтировали бы эту сцену параллельным чередованием кадров, снятых в интерьере комнаты смотрителя и на перроне. Более смелые постановщики воспользовались бы полиэкраном — разделили пространство кадра на две части, в каждой из которых демонстрировалось бы отдельное действие. Кстати, Портер, выделяя в своей мизансцене окно, в котором виден поезд, предвосхищает не только параллельный монтаж, но и полиэкран, который даже сегодня воспринимается зрителем как новаторский прием.

Кадры из фильма «Гнев человеческий» (Wrath of Man), реж. Г.Ричи, 2021
Кадры из фильма «Гнев человеческий» (Wrath of Man), реж. Г.Ричи, 2021

Спустя более чем сто лет после выхода «Большого ограбления поезда» Гай Ричи вновь использовал окно в интерьере как отдельный «экран внутри экрана» для показа одновременных событий. В первой сцене «Гнева человеческого» нападение на инкассаторов целиком снято внутри их автомобиля, а происходящее на улице показано через лобовое стекло. Только на этот раз внутри «меньшего экрана» оказались не жертвы, а грабители.

Так что все новое — хорошо забытое старое.