Найти тему

Под грифом "секретно". Катастрофы о которых молчали в СССР. Красноярский край

Оглавление

В этой статье мы вам расскажем о катастрофах, сведения о которых мы нашли по разным источникам. Случились они в те далёкие времена, когда в нашей стране всё было хорошо...

№1. "Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы — пионеры, дети рабочих!"

Станция Минино, 1959 год

Одна из крупнейших железнодорожных катастроф Советского союза, о которой в самом Советском союзе предпочитали не вспоминать. Расследование закрыто.

2 июня 1959 года 03:00 ст. Минино, Красноярский край.
Над деревней занимался рассвет. Жители вставали и шли открывать ворота, прогоняя коров на выпас. По деревне раздавался звон колокольчиков, удар хлыста и... вдруг раздался громкий взрыв!

Со слов очевидца, Екатерины Ивановны

"Это было, утром очень рано. От нас было видно пожар. Я жила недалеко отсюда, чуть выше. Пожар, дым оттуда. Мы держали тогда корову, выгоняли стадо в три часа. Прогнала я корову в стадо и туда галопом. Прихожу, а там оцепления еще не было, можно было посмотреть. Бензин льется, керосин льется, нефть горит…
Я поняла, что людям-то и бежать некуда было из вагонов. В этом месте пути в выемке, среди холмов, с одной стороны горят вагоны, а с другой – насыпь. Некуда им бежать. Несколько человек только спаслись.
Когда я туда прибежала, там убирали трупы. Люди были такие обгорелые…, их на плащ-палатки складывали, а потом в грузовики… Работали в масках. Это было до пяти часов, потом не пускали никого…
Машинист, который налетел на наливной, обгорел сам очень сильно… Его на тележке везли мужики, а он всё кричал: «Я ехал по зеленому! Я ехал по зеленому!» Скончался он, сильно обгорел.
Потом ждали мы, когда будут похороны… Ночью это было. Привезли 56 гробов, а сколько в каждом гробу было людей? Неизвестно... На кладбище не пускали сначала никого... Врачи, скорая приехала, мы все-таки пробрались… Как там все плакали… Жуть…
Братская могила на кладбище ст. Минино
Братская могила на кладбище ст. Минино

А вот что вспомнила Карпенко Светлана Петровна (директор музея истории Красноярской железной дороги):

"…Мой папа (Грабарчук Петр Васильевич) работал машинистом на аске в службе пути на станции Козулька. Я была ребенком и помню, как он рассказывал дома, что видел после крушения.
Об этом все газеты молчали, а говорить запрещали, чуть ли не расстрел за это.
Детишки ехали на пассажирском поезде летом, в каникулы, на слет по краю. От проходящего грузового поезда в районе Минино что-то отлетело на соседний путь, огромное количество вагонов нагромоздились друг на друга. Поезда трое суток не ходили. Когда детей находили, ложили их друг к другу, в белых рубашечках, в красных галстучках пионеров.  
После увиденного, мой отец (участник ВОВ), не мог сдерживать эмоций, плакал. Тогда начальника Красноярской железной дороги, Киреева Ивана Ивановича, уволили. Наша учительница из школы была в этом поезде, выжила, потом долго лежала в больнице, ушла на инвалидность."

Как показало расследование.
Товарный состав практически на полной скорости влетел в другой товарный поезд, перевозящий нефтепродукты. От столкновения вылившееся из цистерн горючее вспыхнуло. Пламя перекинулось на стоящий на соседних путях пассажирский поезд Красноярск — Абакан. Деревянные вагоны объяло пламенем. Многие из них дети, так как в поезде находились пионеры, возвращавшиеся в столицу Хакасии.

Виной всему стал неисправный семафор. Незадолго до катастрофы при прокладке подземного кабеля бульдозерист уронил дерево на линию автоблокировки, из-за этого один из семафоров постоянно горел зеленым.

Участник ликвидации последствий катастрофы Александр Гокк в интервью газете "АиФ":

"Взвод построили и велели рассчитаться от одного до пяти. Пятые сделали шаг вперед — им предстояло самое страшное: собирать человеческие останки. Зрелище ужасное, на телах ещё пульсировали жилы. Курсантов стало скручивать. Тогда комбат, покрыв всех трёхэтажным матом, велел отвлечься и представлять, что собирают арбузы, — помогло. Подошли две машины скорой помощи, старые, коричневые, на шасси «ГАЗ-51». Начали грузить мешки с останками. Тихонько, бережно, хотя никто их не инструктировал..."

На кладбище находится братская могила. Она огромная, примерно 14 на 4 метра, а огороженная площадь гораздо больше. На самом памятнике никаких имён нет. С противоположной от калитки стороны на ограде несколько табличек с именами погибших.

Точное число жертв в этой аварии неизвестно, по разным оценкам, погибло от 56 до 65 человек, впрочем, некоторые очевидцы называют цифры в 400 погибших.

Официальных данных о месте и причине аварии в архивах нет. В 1959 году Красноярской железной дороги (КЖД) не существовало, пути принадлежали Восточно-Сибирской железной дороге с управлением в Иркутске. Все данные об этой трагедии в 1959 году были переданы в КГБ.

Читайте продолжение про другие катастрофы СССР (кликабельно)

№2. "...Я без спросу взял ракету, Чтоб домчаться до кометы...".

Вблизи деревни Вознесенка, 1962 год.

30 июня. Стоял жаркий день, как это обычно бывает летом в Сибири. По небу плыли пушистые облака и Ту-104

Самолёт выполнял пассажирский рейс 902 из Хабаровска в Москву с несколькими промежуточными посадками. В 15:53 самолёт взлетел с аэродрома Белая (запасной аэродром Иркутска) и после набора высоты занял эшелон 9000 метров, направляясь к следующей промежуточной остановке — Омску. На его борту находились 8 членов экипажа и 76 пассажиров: 62 взрослых и 14 детей.

-3

В 16:32 рейс 902 вошёл в зону Красноярского диспетчерского центра. В 16:50 экипаж доложил, что они находятся в 50 километрах от Красноярска. В 16:53 в Красноярский диспетчерский центр отчаянным и взволнованным голосом было сообщено:

Красноярск, сорок два… триста семьдесят, следите за мной, смотрите за мной….

При этом на заднем фоне был слышен грохот и странный шум. После этого сообщение прервалось. Как впоследствии было установлено по голосу, это говорил второй пилот.

Борт 902 перешел на экстренное снижение, затем в сваливание. Зацепив верхушки деревьев и начав о них разрушаться, Ту-104 в перевёрнутом положении врезался в землю у опушки в покрытой лесом ложбине, после чего взорвался, образовав на месте падения воронку.

Разброс обломков составил порядка 200 метров (по другим данным, радиус зоны разброса обломков составлял 500 метров). Общее время от начала развития ситуации и до столкновения с землёй составило около двух с половиной минут.

Из материалов расследования.
Фаза полета - горизонтальный (крейсерский) полет.
Установленные причины АП - нестандартные причины

При исследовании трупов погибших пассажиров было установлено, что они получили прижизненные ожоги и травмы от огня и летевших со стороны распространения огня предметов. Наиболее сильные повреждения и ожоги у всех исследованных тел наблюдались с левой стороны и были получены в положении сидя.

Выводы комиссии, расследовавшей АП
Гражданская комиссия, не имевшая доступ к материалам, составлявшим военную тайну, на этом прекратила свою работу, сделав следующий вывод:


Причина катастрофы – сваливание в кучевой облачности в процессе экстренного снижения или при выводе из него и потеря пространственной ориентировки в сложной обстановке, что при низкой облачности не дало возможности вывести самолет. Причиной экстренного снижения мог, предположительно, явиться пожар или какое-либо другое происшествие в пассажирской кабине.


Из неофициальных источников.
На месте катастрофы был обнаружен фрагмент обшивки левого борта фюзеляжа, находившийся в районе 20-го шпангоута. В данном фрагменте имелось отверстие диаметром около 20 см. Внутренняя сторона обшивки обгорела и имела механические повреждения.

Одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. Одна из ракет, потеряв в условиях прохождения через грозовой фронт свою цель, перенацелилась на гражданский самолет и поразила его в левый борт.

№3. "Мы верим твёрдо в героев спорта.
Нам победа, как воздух, нужна…".

Красноярск, 1982 год.

6 марта в день открытия V зимней спартакиады ничего не предвещало беды. Красноярцы нарядные и весёлые спешили на Центральный стадион (о. Отдыха), чтобы посмотреть это грандиозное событие!

Интерес к Спартакиаде был в городе очень большой. Вход на открытие был по пригласительным билетам, которые распространялись по предприятиям.

-4

Когда трибуны спортивного комплекса заполнились (35 000 человек), три из четырёх входов на него были закрыты. На ледовой арене уже началось красочное действие с плясками местного Ансамбля танца Сибири, а за её стенами давились и  умирали люди с заветными пригласительными билетами на руках. Все они хотели наблюдать за ярким зрелищем открытия праздника спорта, поэтому и пытались всеми силами попасть на стадион, не зная, что двери уже закрыты.

Со слов очевидца

"Видел происшедшее с противоположной трибуны. Причина скорее всего не в количестве пригласительных билетов, а в том, что, насколько мне запомнилось, вход по пригласительным был на сам остров и те, кто шел с пригласительными, особо не спешили - у них были гарантированные места на стадионе.
Но до момента перекрытия дороги на остров Отдыха и начала официального пропуска по пригласительным, на остров уже прошло много людей без пригласительных, которые заняли много мест на стадионе (при входе на сам стадион, как мне показалось, пригласительные уже никто не проверял).
Таким образом к началу открытия, стадион был практически забит людьми и остался открытым (вернее его не смогли закрыть под напором людей) лишь один вход на второй ярус. Но вошедшим нужно было разойтись вправо/влево по трибунам, что было практически невозможно. Т.е. сложилась ситуация, когда влево/вправо некуда, назад невозможно (оттуда упиралась толпа, которая "имела право" - только прямо...
А прямо невысокое ограждение и... несколько метров лететь до первого яруса. Насколько я помню, некоторые сами прыгали, чтобы потом ловить детей, которых им бросали не особо имея возможность разглядеть будет их кто-то ловить или нет... Некоторых прижимали к ограждению, практически переламывая. Вот, где-то так... Практически это единственное, что осталось в памяти об открытии V зимней спартакиады народов СССР."
-5

Как оказалось, что пригласительных билетов больше , чем мест на трибунах, не понятно? Говорили, что были поддельные билеты, но конкретно никто ничего  не узнал. Все покрыто мраком. В архивах КГБ, наверное, есть точные числа погибших и пострадавших, фамилии виновников, но общественность об этом не знает до сих пор.

-6

По неофициальным данным погибло от 6 до 20 человек, а еще порядка 100 — получили разные увечья. Поговаривали, что едва ли не половину пострадавших составили дети. И, как водится, умолчали о погибших. В частности, рассказывали о трех молодых девушках, раздавленных на ступенях, еще три человека скончались уже в больнице.

Читайте другие наши статьи:
Из Сибири с любовью! Что привезти из Красноярска?

Сибирские свадебные традиции и обычаи XIX века