В начале февраля этого (2023) года написала статью о том, как начала смотреть азиатское кино и попыталась ответить на вопрос: «Почему дорамы так затягивают? Что в них есть такое, чего нет ни в Европейском, ни в Голливудском кино?». Получилось шесть пунктов, один из которых «Правильная и качественная картинка». Для этого пункта поленилась писать отдельную статью о «Золотом сечении в цифровом контенте». Оправдание: про это столько всего написали, что лезть туда нет никакого смысла... кому надо, тот прочитает. В общем, правильно сделала, нашлась статья, которая превосходно иллюстрирует применение золотого сечения в производстве видеоконтента.
Физиология золотого сечения
Слепое пятно (оптический диск, лат. punctum caecum) — имеющаяся в каждом глазу здорового человека (и всех зрячих хордовых животных) область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют светочувствительные рецепторы.
Слепые пятна в каждом из двух глаз находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз их влияние незаметно; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение, потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно, вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, образующие зрительный нерв. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету, поэтому в этой области сетчатки мы ничего не видим. Несмотря на то, что область расположена к носу от центральной зоны сетчатки, видит её человек с височной стороны (так как видит перевёрнутое изображение), эта область и именуется слепым пятном.
Иными словами, каждый здоровый человек для того, чтобы разглядеть картинку переводит взгляд чуть левее/правее и вниз/вверх от центра изображения, «чуть» и есть величина, которая называется «золотое сечение». Этот эффект отлично описан в книге Ф.В. Ковалева «Золотое сечение в живописи».
Нет волшебства чисел, есть простая физиология. Если художник желает, что-то сказать зрителю своим произведением, то самое важное на картине он поместит в точках начала золотой спирали. Увидят обязательно... так устроено человеческое зрение. Античные скульпторы использовали этот прием по наитию, сейчас же есть исследования, подтверждающие объективную биологическую основу для восхищения красотой в искусстве. Статья «The Golden Beauty: Brain Response to Classical and Renaissance Sculptures» Cinzia Di Dio, Emiliano Macaluso, Giacomo Rizzolatti.
Фактически, «красота в искусстве» – картинка, схожая по воздействию с шоколадом: сладко и быстро усваивается мозгом.
Живопись и цифровой контент
Чем принципиально отличается процесс рассматривания картины от рассматривания монитора? Глаза что-ли перестраиваются? Если в живописи веками используется золотое сечение, то логично этот принцип применить для подготовки телевизионной картинки. Задача по подготовке этих материалов кратно облегчается, т.к. количество форматов ограничено, поэтому можно «делать по чертежу», а не страдать от творческих мук.
Прекрасная инструкция «The Golden Ratio and User-Interface Design» от Kelley Gordon с описаниями и иллюстрациями.
«Визуальные шоколадки» от k-pop и дорамопрома
Текста тут будет мало.
Инструкция
Применение инструкции. Клип 212 млн. просмотров за один год. В любом месте можно делать стоп-кадр и он будет соответствовать левой части инструкции.
Ну... и Ли Мин Хо (как без него в этом блоге). Кадры из фильма «Король: Вечный монарх» – сплошная иллюстрация к руководству «Как делать красивые картинки».