До 4 июня 2023 года в Рейксмузеуме (Амстердам) проходит выставка работ художника-живописца Яна Вермеера. Еще до ее открытия было продано 200 000 билетов, а 6 марта организаторам пришлось остановить продажу онлайн-билетов — платформа сайта просто не выдержала нагрузок. Такого ажиотажа столица Нидерландов не видела давно. Чем же так примечательна новая экспозиция в одном из главных художественных музеев города? Разбираемся, почему почитатели искусства скупали билеты заранее, какие полотна Вермеера можно будет увидеть впервые и чем его картины так привлекают зрителей.
О выставке в Рейксмузеуме в Амстердаме стало известно задолго до ее открытия в начале февраля 2023 года. Организаторы заявили, что для экспозиции в первый раз соберут 28 картин нидерландского художника Яна Вермеера — всего искусствоведы приписывают руке автора 37 полотен. На выставке организаторы показывают работы, которые хранятся в 14 музеях и частных коллекциях. Их привезли в Голландию из семи стран мира. Предыдущая выставка проходила в 2021 году в Дрезденской картинной галерее. Тогда организаторам удалось собрать всего 10 произведений.
К 7 февраля, за трое суток до начала работы экспозиции, уже было продано 200 000 билетов — с такими показателями она смело может претендовать на главное событие года для любителей искусства со всего мира. Из-за ажиотажа администрация Рейксмузеума увеличила стандартное время работы музея. Обычно его двери открыты для посетителей ежедневно с 9:00 до 17:00, теперь же три дня в неделю полюбоваться картинами получится до позднего вечера, до 22:00.
Выставка может стать самой масштабной за всю «историю жизни» художественного наследия Вермеера. До этого года самой крупной считалась экспозиция, собранная в Королевской галерее Маурицхейс в Гааге в 1996 году. Тогда любители творчества художника могли увидеть 23 его картины.
Однако выставка XX века физически не могла бы обогнать современное коллекцию полотен художника (даже если организаторам удалось бы собрать их все). Дело в том, что тогда искусствоведы приписывали кисти художника 35 картин, а сегодня его полотнами считаются 37 работ, две из которых впервые выставляются под именем живописца. За два года три картины получали и лишались статуса «произведение Вермеера». В октябре 2022 года «Девушку с флейтой», которая хранится в Национальной художественной галерее Вашингтона, объявили работой одного из учеников мастера портрета. Американский музейный куратор Марджори Виземан заявила, что полотно было написано в мастерской Яна Вермеера, но сам художник автором не является. А вот Рейксмузеум поспорил с научным исследованием Виземан и включил «Девушку с флейтой» в список оригинальных работ мастера. Также в 2023 году картинами Вермеера признали «Святую Пракседу» и «Девушку за верджинелом».
Организаторы экспозиции в Рейксмузеуме позаботились и о тех любителях творчества нидерландского художника, кто не имеет возможности посетить ее в 2023 году. Для них на сайте музея доступна виртуальная экскурсия «Ближе к Вермееру». Англоязычную версию цифрового проекта озвучил Стивен Фрай. Посетители сайта могут выбрать любую из 28 картин художника и рассмотреть ее в мельчайших подробностях, а британский актер станет для них проводником-аудиогидом в художественный мир XVII века.
Не сережкой единой
Пожалуй, «Девушку с жемчужной сережкой» можно назвать самой знаменитой картиной Яна Вермеера. Про историю создания полотна снят не один фильм (в том числе и художественный). А в осенью 2022 года она даже успела поучаствовать в культурном скандале. 27 октября экоактивисты провели акцию у картины в Королевской галерее Маурицхейс в Гааге. Один из протестующих приложил голову к картине и попытался приклеить руку к стене, а второй облил его консервированным супом. Картина во время акции не пострадала.
Несмотря на то, что «Девушка с жемчужной сережкой» остается главной «звездой» Вермеера, внимания зрителей достойна не только она одна.
Святая Пракседа
Это одна из самых ранних известных работ художника, она датируется 1655 годом. На полотне изображен религиозный сюжет, относящийся к II веку н.э — молодая жительница Рима Пракседа омывает тела христианских мучеников. Девушка склоняется над чашей с водой, а в руках она держит распятие и губку, пропитанную кровью. Трагичность сюжета подчеркивается темными тонами, на заднем плане также изображено тело убитого христианина. Произведение было написано для иезуитского ордена и стало копией картины итальянского художника эпохи барокко Феличе Фичерелли.
Впервые об авторстве Вермеера было объявлено в 1969 году, а идентифицировать полотно помогла подпись художника. Однако эта информация оставалась неподтвержденной до 2014 года. Тогда ученые из Амстердамского свободного университета и Государственного музея Амстердама определили, что белая краска на картине принадлежит к той же партии, что и краска на другом полотне художника — картине «Диана с нимфами». В 2014 году «Святая Пракседа» была продана на аукционе Christie’s за более чем 6 миллионов фунтов стерлингов. Сегодня она хранится в Национальном музее западного искусства в Токио.
Девушка, читающая письмо у открытого окна
Эта картина также относится к раннему периоду творчества художника. Она была написана в 1657 году, а сегодня хранится в Галерее Старых мастеров в Дрездене.
В центре полотна изображена девушка с листком бумаги в руках, на который из окна падает луч света. О «предыстории» зрителю могут рассказать детали. Героиня стоит напротив открытого окна, что говорит о желании вырваться на свободу. Занавес в правом верхнем углу картины намекает на то, что в основе сюжета лежит любовная история, ведь красный — цвет любви. Но главная подсказка оставалась скрытой от глаз любителей живописи до недавнего времени.
В 1979 году появилось предположение о том, что за основным изображением прячется еще одно. Рентгенография показала, что «Девушка, читающая письмо у открытого окна» «скрывает» в себе еще одну фигуру. Догадку эксперты подтвердили только в 2009 году, а еще через 10 лет, после реставрации, зрители смогли увидеть купидона в правом верхнем углу картины. Начиная работы по восстановлению оригинального вида картины, специалисты придерживались мнения о том, что фигуру закрасил сам художник. Однако позже эту версию опровергли. Краска с основной части картины отличалась по характеристикам от той, что была взята для анализа с закрашенного фрагмента. Между слоями материала также были найдены следы загрязнений, что говорит о том, что второй слой появился на полотне через несколько десятков лет. А значит, Вермеер не мог бы «спрятать» купидона самостоятельно — художник умер в 1975 году. Обновленная картина впервые выставлялась в Дрезденской галерее в 2021 году.
Молочница
«Молочница» — одна из самых известных картин Яна Вермеера, написанная около 1660 года. Другое ее название — «Девушка с кувшином молока», с 1908 года она экспонируется в Рейксмузеуме в Амстердаме. Эксперты относят полотно к переходному периоду творчества художника: это уже не ранние работы молодого мастера, но и не «кульминация» его творчества. Картина пользовалась популярностью еще при жизни автора и была продана за хорошую цену. В 1669 году Вермеер получил за нее 175 флоринов (европейская валюта, впервые появившаяся во Флоренции в XIII веке).
«Девушка с кувшином молока» представляет из себя типичный для европейской живописи того периода бытовой сюжет. Особое внимание при создании работы художник уделил световым и цветовым решениям. Солнечные лучи насыщают картину и расставляют смысловые акценты, а чередование различных цветов и областей света и тени создают фотографический эффект.
«Молочница», как и «Девушка, читающая письмо у открытого окна» долго прятала от зрителей некоторые свои детали. В 2022 году реставраторы обнаружили, что под слоем краски рядом с фигурой девушки прячется эскиз вешалки для кувшинов, а в правом нижнем углу картины когда-то была нарисована корзина. Считается, что художник закрасил детали, чтобы достичь простоты за счет «концентрации на главном».