- Почему не сделаны уроки?
- Не хочу! Потом сделаю. И вообще, зачем мне учиться! Вон Сашка школу закончил и работает! И зарабатывает больше чем ты со своими двумя высшими!!
-Ты мне назло эти тройки получаешь? Все ж говорят, что у тебя мозги нормальные!
- Что значит- ты только 9 классов хочешь окончить? А дальше что?? На нашей шее сидеть??
- У нас в роду бестолочей не было! Поэтому будь добр соответствовать!!И чтобы не слышала, что ты в школу не хочешь!
- Не для того я тебя растила, чтобы ты четверки получала!
- Опять тройка? Тогда айфон не получишь до тех пор, пока не исправишь! Вот тебе кнопочный для связи!
Эти диалоги можно еще долго продолжать. Родительский вывод один- чадо не хочет учиться, не хочет ходить в школу. Да, согласна, причин может быть много- от трудностей адаптации в 1 классе до полной потери мотивации уже ко 2 классу, не говоря про 5-7- 8 классы.. Но только ли от ребенка и педагогов это зависит? Как сохранить то желание учиться которое было перед 1 классом если было... А эта картина всем знакома..И всё на ней читаемо..
Давайте рассмотрим типичные ошибки родителей.
1. Программирование на неуспех.
"Как это?"- скажут многие. Родители хотят, чтобы ребенок был успешным! И, думают, что плохая перспектива напугает ребенка, и у него появится и будет стойкое желание учиться.
Как это выглядит?
Вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником/уборщицей/посудомойкой, если не будет хорошо учиться. Или говорите "Да что ты там до ночи сидишь!! Всё равно она тебе 5 не поставит!/Контрольную-сочинение больше чем на 4 не напишешь". Да если бы я училась как ты, то одни двойки получала бы!" Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.
2. Обман и запугивание.
Чем можно запугать? Да и как обмануть с учебой? Давайте посмотрим,
как это выглядит?
"Только попробуй получить тройку-двойку!!. "И смотри, не забудь, я сегодня тебя лично буду проверять!! А я тебе не твоя Марь Иванна!" А ребенок в школе говорит "Не ставьте мне тройку- меня дома прибьют". И начинает болеть .. перед контрольными, пересказами и т.д. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будут разрушены. А ребенок будет ждать, когда избавится от вас и ваших угроз. А иногда не дожидается и уходит из дома, из школы..
3. Завышенные требования, неучитывание возможностей ребенка.
"Сын мой- разум свой"- говорили в старину, подчеркивая, что ребенок - это не копия родителя.
Как это выглядит?
"Лучше я буду требовать больше. Он (ребенок) привыкнет к этому. И обычный уровень будет выполнять легко! И быстро!". А у ребенка совсем другой темперамент. А он флегматик! И у него, например, гуманитарные способности! А его "запихали" в школу с математическим уклоном или химико-биологическим и ждут от него подвигов "Пойдешь в мед! У нас все в семье врачи!". А еще родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины - особенности умственного развития, заболевания, и даже простая усталость. Что, разве взрослые не устают? А ребенок на усталость не имеет права? Особенно после 7 уроков, потом репетиторы, а потом секция-кружок-студия..
А еще "Ты должен/должна быть отличником!", "Не позорь семью!", "Ты что, хуже вон той Таньки?". На первый взгляд выглядит как стимул. На деле- отбивает напрочь желание учиться, доказывать и подтверждать свои способности .Или ребенок включается в эту гонку за пятерками, а потом наступает эмоциональное выгорание, результаты падают. А ребенок, чтобы соответствовать ожиданиям родителей, начинает сочинять про то, что оценки занижают, что учителя плохие что его не ценят. и т.д. И пожалуйте - "Синдром отличника" сформирован!
4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость.
Очень распространено в последнее время. Деловые отношения с детства.
Как это выглядит?
Деньги, подарки, бонусы за отличную учебу! "Приучаем к деловому подходу!" "Учеба- твой главный труд- учись зарабатывать!" "Напишешь контрольную/получишь за четверть пятерки- куплю айфон". Разумно??
В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу. И будет сформирована внешняя мотивация. А успехи в учебе достигаются за счет внутренней мотивации.
5. Мотивация успехом.
Благое намерение! На первый взгляд. Казалось бы, что плохого в том, чтобы растить на примере успешных людей? А задатки? А способности? А интересы? Давайте посмотрим,
как это выглядит?
Родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. Что он ДОЛЖЕН!! Вот я не смог, а ты ДОЛЖЕН!! Посмотри на брата- вот он какой успешный! И ты тоже ДОЛЖЕН!! И ребенок растет в условиях постоянного доказательства того, что от может, делает, потому что должен, фактически проживая не свою жизнь, а жизнь родителей- родственников. Но потом, как показывает практика, наступает опять эмоциональное выгорание. Человек скатывается в депрессию при несоответствии ожиданиям близких. Или всю жизнь ВСЕМ будет доказывать, что он может..
6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями.
Спорный вопрос, возможно скажут некоторые! Надо, чтобы меньше времени осталось на безделие. Всё плохое именно от безделья!
Как это выглядит?
И современные родители начинают максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям. А в 12 лет подростки категорически отказываются ходить на эти самые дополнительные занятия. Падает успеваемость. Портятся отношения со взрослыми.
Какой общий результат? Всё уходит в подростковый возраст. В те самые конфликты, портящиеся отношения, дерзость, прогулы и протестное поведение и т.д. Всё, что описано в предыдущих статьях :
10-11-12- про одного ребенка? Нет, про трех. Разных. В одном лице. (b17.ru)
Подросток 14 лет. Не сломать и не сломаться (b17.ru)
Скоро в школу. Кому готовиться- ребенку или родителям? (b17.ru).
Важно вовремя понять свои ошибки. Мы, взрослые, тоже ошибаемся! Давайте признаемся сами себе! И не всегда срабатывает тот метод, с помощью которого нас растили! "Сын мой- разум свой!" И важно вовремя исправить эти ошибки, чтобы не исковеркать жизнь ребенку своим "благими" намерениями.
На консультацию он-лайн или очно можно записаться по тел. 8 927 384 82 52, доступны все мессенджеры.
Автор: Светлана Лавренова
Специалист
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru