Найти тему
"Между нами, дикарями"

«Из жизни белок»: Корни Уставшего поколения и комментарии

Оглавление
Бобрый вечер, дорогие читатели!
Сегодня за клавиатурой сидит Крокодил, хотя, возможно, дописать не успею, и статью вы увидите уже завтра.

По причине отсутствия контактов с согражданами, пренебрежения к каким-либо новостям и не шибко резвого самочувствия, я не сообщу вам ничего нового, разве что рассмотрю некоторые комментарии и высвечу то, о чем не догадывался сказать, или что никак руки не доходили. Возможно, выложу в виде нескольких статей, впрочем, дальше видно будет.

Итак...

«Уставшее поколение»

Отсутствие привычной резвости имеет свои плюсы: сегодня я уподоблюсь Осе, и не буду высвечивать все нюансы и предпосылки, оставив только самое главное.

Многих в комментариях (да и в жизни) волнует вопрос «когда Уставшее поколение обретет силы?». Также интересуют и причины их усталости.

Не претендую на истину в последней инстанции, но есть у меня мнение, что причина в том, что породило клиповое мышление – в клиповой жизни, в клиповых удовольствиях.

Если коротко, то клиповая жизнь подразумевает высокую доступность интересующей человека информации, которая, как и любая информация, которая вызывает у человека интерес, обязательно приводит к чувству удовлетворения.

Последнее же обязательно повышает уровень дофамина, сиречь, гормона радости. Собственно, ради этого повышения и совершается любая деятельность, будь то изучение астрофизики, подъем на Эверест, просмотр новостей или же клик по видеоролику «СУДЬИ ОНЕМЕЛИ, когда этот чувак открыл рот».

Нет повышения гормонов радости – нет и смысла что-либо делать. Как я не раз говорил, «что за радость жить, если жизнь не в радость?»

Проблема этих радостных гормонов (далее ГР) в том, что они:

  1. Не могут повышаться бесконечно и в любых количествах.
  2. Понижают свой уровень, если эта система постоянно стимулируется.
  3. По-настоящему повышаются, когда имеется контраст между начальной точкой и конечной.

Последнее нужно пояснить. Если альпиниста доставят на Эверест каким-нибудь телепортом, он в итоге получит намного меньше радости, чем если бы сам прошел через все трудности на пути к вершине.

Итак, ранее, развлечения были представлены в намного меньшем объеме и обычно были более продолжительными, да к тому же еще и усилий требовали нередко.

Т. е:

  • одна передача «Вокруг смеха» в месяц – вместо доступного в любой час дня и ночи бездонного сборника 5-минутных видео «ТОП Ржак»;
  • один–два фильма в день и без возможности выбрать что-то другое – вместо сайта «Киного»;
  • отлов и записывание любимых песен на магнитофон, сидя ночью у приемника – вместо скачивания торрентом прямо на телефон и т. д.

Клиповый мир сделал удовольствия очень быстрыми и крайне доступными.

Как итог, поколение, которое сразу родилось в мире интернета, так же избаловано этими бесчисленными стимуляторами ГР, как и самыми разнообразными лакомствами, за которыми оно уже и не помнит, как выглядит нормальное питание (и которые тоже постоянно истощают эту систему).

Итогом этого становится неизбежное падение уровня этих гормонов, которые уже толком ничем, кроме аскезы, не расшевелишь. Отсюда и паршивенькая мотивация к каким-либо действиям, и вялость, и те самые трудности со способностью очаровываться хоть чем-то.

Иными словами, та самая пресыщенность, которая была очевидным бедствием еще до того, как люди о гормонах узнали. Только теперь пресыщенность не одного «Онегина» добивает, а стала массовой.

Отсюда сам собой напрашивается вывод: Уставшее поколение не начнет собой Эру Усталости лишь в том случае, если однажды основная масса не соскочит с бесконечной дофаминовой стимуляции.

Как это может произойти, я пока не знаю. Но знаю, что обычно массы не соскакивают с допинга до тех пор, пока их к этому власти не принудят. Ждать самостоятельных МАССОВЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ решений довольно наивно, хотя, кто эти массы там знает: может, раз в кои-то веки возьмут, да и сподобятся?

Однако это была мрачная часть повествования. Будет еще и светлая.

Но, памятуя о том, что читатели рекомендовали мне разбивать свои опусы на несколько частей, а также о том, что меня на кухне варево ждёт (сегодня кормить народ решил я), то в свете «севшей батарейки» я на этом прервусь, рассмотрю несколько комментариев и убегу.

1

«В каждой культуре были служители двух направлений. Тяжёлая жизнь с постоянной угрозой смерти вынуждала её сакрализировать.
Очень осторожно спрошу: а просфорки (тело) и кагор (кровь) - это ыыы?»

В том-то и дело, что в нормальной культуре, вне зависимости от того, на какой религиозной основе она построена, подобные «окололюдоедские» или «околосмертельные» идеи и практики обычно вытесняются из сферы обыденного в сакральную, обрастают конкретной философией, да часто ещё и маскируются так, что не каждый основу потом увидит, как в той же упомянутой Вами теофагии.

А вот когда процесс обретает противоположную направленность и все это вытаскивается из области мифов в, скажем, массовую культуру – это ненормально и опасно для общества.

К тому же практически любой религиозный комплекс былого (да и настоящего) был сконцентрирован на каких-то светлых идеях. Везде были свои «сатанисты», но они всегда занимали маргинальную нишу.

В современном же мире налицо противоположный тренд в виде страсти найти какой-то именно мрачный культ. Если же такого не найдено – его придумывают на ровном месте.

Это крайне подозрительные тенденции.

2

«у меня уже комплекс неполноценности развивается на вашем лучезарном фоне :)
Подобный вашему настрой я у себя помню только в походных условиях. Мокро, холодно? - Фигня! Рюкзак тяжелый? А мы не кабаны разве? Сколько там идти ещё? 40 км? Значит пошли. И смех с утра до ночи.
А в обычной жизни почему-то ни сил, ни задора, и пресловутая квелая физиономия. Как будто и не живу вовсе. Хз, что за ерунда и куда всё девается. Но реально как будто стержень вынимается и остаётся мешок с унылым киселем.»

Спасибо. Лучезарный фон в основном связан с тем, что мы не только в жизни, но и как спортсмены – преимущественно индивидуалисты.

Для тех спортсменов, у кого психика командного спортсмена, описанная Вами картина – обычное дело. Вместе могут горы свернуть, но если команда разбрелась – вместе с ней разбредаются и силы, и энтузиазм.

Я знаю несколько исключений, которые могли совмещать обе психических конструкции, вернее, которые выработали в себе эту способность.

Реальные спортсмены строятся именно на приобретенной способности смены нескольких ментальных позиций, в ходе которой они умело переключаясь с одной на другую, что позволяет им избегать тупиков.

И для командника научиться одиночному плаванию просто крайне важно. Так же важно, как и носителю спортивной одержимости обучиться спортивному рационализму (и наоборот).

Я потратил изрядно времени на изучение спортивной психологии (порой она была интереснее психологии обычной) и много наблюдал за спортсменами.

Из этого я извлек следующий вывод: командник осваивает навыки индивидуалиста (которые ему потом сплошь и рядом позволяют сильно поднять свой рейтинг в команде) после того, как он деконструирует свои повседневный образ жизни.

Команда для командника – почти все. Но в обыденной жизни роль команды выполняют не только близкие, но и многочисленные привычные обстоятельства: та самая рутина, привычки, быт… Но это деструктивная команда.

Если разобрать все это, хотя бы частично, система перестает привычно функционировать и тогда появляется возможность, вставить туда недостающее звено, которое со временем станет частью новой столь привычной и нужной команднику системы.

Это может быть почти что угодно. Кто-то менял график засыпаний-пробуждений, кто-то начинал заниматься музыкой, кто-то еще что-то, но суть всегда была одна: система начинала шататься и в этот момент в нее встраивали новое.

3

«Одним словом, лет 150 назад средний мишка-мальчишка был так же резв, как мальчишка с Кавказа или Гиндукуша, а сейчас они стали большими, высокими, часто толстыми, но, увы, то плоскостопие, то колени навыворот, то спина уже в 20 лет разваливается…»
Чушь. Я во времена своей молодости не видел столько молодых людей увлекающихся спортом. В каждом новом микрорайоне спортивные площадки и летом ребятишек там просто туча. Играют в баскет или мяч пинают. Даже зимой можно увидеть на брусьях или турнике мальчишку.

Спорт – средство, которое на уровне популяции позволяет лишь частично снизить вредные последствия менее активного образа жизни.

Вы, вероятно, не сравнивали фотографии современных 15-летних с фотографиями их сверстников 30-летней давности и не знаете медицинской статистики.

В, скажем, Соединенных Штатах спорт очень популярен, и спортивных центров там ооооочень много, и в учебных заведениях спорт поддерживается с лютым рвением, однако это не меняет того факта, что, несмотря на колоссальные подвижки амеров в этом вопросе, их нация остается преимущественно нацией толстяков (более половины жителей страдают ожирением того или иного уровня) и слабаков, не имеющей почти ничего общего с теми бодряками и красавцами, которыми они были в 19-ом веке, когда не было ни спортивных залов, ни фитнес-центров, ни бесчисленных площадок для баскета.

Физическая форма нации определяется бытовым образом жизни, а не популярностью тех или иных хобби, которыми можно заниматься, а можно и не заниматься.

К слову: никакие турники и тренажеры не заменят банальный большой объем ходьбы, без которой тело нормально функционировать не станет и которую можно заменить разве что бегом, но более ничем.

4

«Вчера случайно посмотрел бизоностанский фильм "погребенный заживо" (2010 год). Рекомендую. Не смог оторваться. Как они могут снимать такое кино и быть конченными гнидами в реальности?»

Потому что все эти «они» существуют только в нашем сознании и только для удобства нашего общения. В реальности же этих самых «они» нет, и в той самой стране обретаются самые разные люди, с некоторыми из которых Вы, наверняка, были бы непротив и чайку вместе попить.

Наверняка там есть и очень высокодуховные люди, и большие гуманисты, и те, кто сам свою же страну в ее нынешнем виде не приемлет.

Фильм не смотрел, но, нужно еще понимать, что хорошие творцы хорошего кино обычно очень начитаны и часто радикально отличаются по своему внутреннему устройству от обывателя (тоже далеко не однородного) и тем более отличаются от политических элит, которые заинтересованы в том, чтобы представить своим согражданам нас в обличье единообразной массы, и от элит финансовых, которые ради прибыли готовы использовать любую идею, любую ложь и любую прослойку своего общества.

Так что все логично.

5

«Насчет зелени, как-то слишком дёшево у вас, мне моя родственница озвучила цену в Виннице в 300 денежных знаков, говорит, можно, конечно, обойтись, но просто цифра шокирует».

Да, что-то дикая цена, только непонятно за что она. Если за килограмм, то это дешево, поскольку в наших магазинах на ценнике обычно фигурирует сумма в 400–600 денариев/кг. Потому там и пучки крохотные (50–70 граммов).

Но, если взять базарную зелень, то с ее 150–200-граммовыми пучками получится ориентировочно около 80–100 денариев за кило.

Нам в этом плане хорошо, поскольку городишко маленький и до базара доплюнуть можно. Единственное неудобство, что в час дня он уже почти не работает, а так там можно купить очень много частной продукции, значительная часть которой дешевле той, что в самых дешевых супермаркетах.

6

«Самые добрые пожелания Вашей семье! Все хочу спросить, как Вы относитесь к миру, созданному в творчестве Ивана Ефремова?»

Спасибо!

К самому творчеству Ефремова хорошо отношусь. А к миру… Ну, смотря к которому из миров. Они у него там не слишком однородны. Впрочем, я и всего Ефремова не читал, тем более что у меня очень большой пробел по фантастике, которую мне невероятно сложно читать.

Но, если, скажем, взять «Туманность Андромеды», то, с одной стороны, я могу раскритиковать этот мир вдоль и поперек (что я однажды и делал в рамках одной статьи, размещённой, правда, на другом ресурсе), а с другой – в настоящее время должен признать, что направление мысли Ефремова было верным (на мой нескромный взгляд).

Вообще же моё любимое произведение этого автора – это «Таис Афинская», являющаяся одной из моих любимых книг. Возможно, потому, что в ней автор несколько отошел от идей идеального общества и перешел к гармоничным идеалам и отдельной личности, что мне ближе.

Плюс, сама атмосфера античности… Здесь я неоригинален: мне, как и многим нашим людям, одно упоминание Древней Греции создает хорошее настроение (были такие исследования).

Рядышком с «Таис» традиционно ставлю «В дни Каракаллы», Антонина Ладинского, в которой тоже происходят трансформации отдельной личности на фоне потрясающей панорамы умирающего античного мира.

К слову, сегодня решил отдохнуть и вспомнить старое: обложился дюжиной разных книг, которые, как и раньше, начал читать все одновременно.

Испытал колоссальное удовольствие. В куче книг нашлось место и для томика Ивана Ефремова: рассказы «Озеро Горных духов» и «Олгой-Хорхой».

Мне, как северянину, для которого кормление главой райкома шаманского костюма из местного музея нелепостью отнюдь не казалось, эти рассказы просто как музыка.

Плюс идея художеств и бродяжничества по природе.

Йэх! Об этом даже писать приятно!

Всё! Что-то я увлекся. Поэтому на этой дивной ноте я с вами на сегодня попрощаюсь и пойду доделывать ха́рч.
До встречи!