“На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне — Царь Израилев!» Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дочь Сиона! Вот, Царь твой грядёт, сидя на молодом осле». Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гробницы Лазаря и воскресил его из мёртвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собой: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идёт за Ним»” (Ин. 12:12–19).
Стихи 12, 13. О триумфальном входе Иисуса в Иерусалим сообщают все четыре евангелия (см. Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:29–38). Рассказ Иоанна немного отличается от синоптических авторов, однако при этом содержит несколько уникальных деталей. Только Иоанн упоминает пальмовые ветви (12:13), более позднее осмысление этого события учениками (12:16), популярность Иисуса как результат воскрешения Лазаря (12:17, 18) и реакцию фарисеев (12:19). По мнению С. Барретта, в рассказе Иоанна сделан акцент на двух богословских темах, имеющих особое значение для апостолов. Первая: Иисус был «мессианским царём», которого «приняли согласно Его статуса». Вторая: в то время апостолы не понимали царственного смысла триумфального входа, но после воскресения Иисуса осознали его значение.
Указатель времени «на другой день» означает, что это происходило в воскресенье страстной недели; в православной традиции оно известно как «вербное воскресенье». Фраза «множество народа» подразумевает людей, пришедших в Иерусалим с разных частей страны на праздник Пасхи, о котором сообщалось в 11:55. По подсчётам Рэймондa Брауна, количество приходящих в Иерусалим паломников варьировалось от 85 000 до 125 000. Вместе с жителями Иерусалима они составляли как минимум 100 000 человек. Среди пришедших было много галилеян, которые раньше слышали Иисуса и видели Его дела. Другие, узнав о воскрешении Лазаря, воспользовались возможностью поприветствовать Иисуса. Его служение оставило неравнодушными тех людей, которые слыша Его учение и видя Его дела, убедились, что Он и есть истинный Мессия. Ранее Он отвергнул попытки некоторых иудеев сделать Его царём (6:15); теперь же казалось, что Иисус делал то, чего эти люди так долго желали.
Услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, люди «взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему» на дорогу, ведущую из Вифании в Иерусалим. Хотя закон предусматривал использование пальмовых ветвей на празднике Кущей (Лев. 23:40), этого не требовалось на празднике Пасхи. Пальмовые ветви использовали во время других торжеств, в том числе во время триумфального въезда Симона Маккавея в Иерусалим и повторного освящения храма в 164 г. до н.э. Пальма служила символом победы и еврейского национализма. По мнению Рэймондa Брауна, в этом конкретном случае «в действиях народа… преобладали политические настроения, поскольку он приветствовал Иисуса как национального освободителя».
При этом люди «восклицали». Глагол экраугазон стоит в не перфектной форме, подразумевая, что они непрерывно выкрикивали: «Осанна!» Этот возглас является транслитерацией с иврита, означая: «Спаси же». Он находится в Пс. 117:25 и соответственно является частью Халеля (Пс. 112—117), который читали каждый день во время праздника Кущей. Приветствие «Благословен Грядущий во имя Господне» (см. Пс. 117:26) означало не то, что Иисуса следовало благословить, а то, что Он уже был благословлён. Слово «Грядущий» является названием Мессии (см. 11:27). Люди отдавали себе отчёт в том, что произносили; они называли Иисуса «Царь Израилев», который, по их мнению, должен освободить их от Римского гнёта. В начале служения Иисуса Нафанаил обратился к Нему, назвав «Царём Израилевым» (1:49); теперь Иисуса считали своим царём тысячи людей. Хотя Иисус не отвергал этот титул, Он был против того, чтобы Его и Его действия рассматривали через призму политики.
Стихи 14, 15. В отличие от синоптических авторов Иоанн не сообщает о том, откуда у Иисуса оказался молодой осёл (Мф. 21:1–7; Мк. 11:1–7; Лк. 19:29–35). В тексте просто сказано, что «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него». Тем самым Иисус намеревался устранить любые ложные мессианские ожидания толпы и показать истинную суть Своей миссии. Греческое слово онарион является уменьшительным от онос, которое означает ослёнка. Иоанн изображает Иисуса, входящем в город верхом на ослёнке, а не на коне, который ассоциировался у иудеев с войной. Так было исполнено сказанное в Писаниях: «Не бойся, дочь Сиона! Вот, Царь твой грядёт, сидя на молодом осле». Эта цитата является сокращённым выражением пророчества из Зах. 9:9. В Мф. 21:5 оно приводится полностью, а в рассказах Марка и Луки не упоминается вообще. Ослы считались неблагородными животными и независимо от социального статуса людей обычно использовались для мирных или миротворческих целей. Хотя иудеи ожидали царя подобного Давиду, Зах. 9 изображает грядущего Царя/Мессию кротким, несущим спасение и мир всем людям. Иисус предложил жителям Иерусалима («дочери Сиона») путь примирения, но люди отвергли Его предложение, чем навлекли на себя ужасные последствия.
Стих 16. Хотя в то время ученики Иисуса не поняли смысла происходившего, «когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано и это сделали Ему». Они принимали всё происходившее по пути из Вифанию в Иерусалим как должное и не понимали, что на их глазах исполнялось пророчество Захарии.
Стих 16 следует рассматривать в свете обещания Святого Духа, который должен был «наставить [их] на всякую истину» (16:13). Они получат Духа только после того, как Иисус прославится. После смерти и воскресения Иисуса ученики поймут природу как царствования, так и царства своего Царя. Пока что ученики, вероятно, считали Иисуса мессианским Царём; но понимание истинной сущности Его Царства придёт к ним только после Его прославления.
Стихи 17, 18. В этих двух стихах говорится о двух группах в народе, хотя для их названия использовано одно и то же слово охлос. К первой принадлежали те, кто были с Ним, когда «Он вызвал из гробницы Лазаря и воскресил его из мёртвых». Они непрестанно свидетельствовали о Нём. На повторяемость их свидетельств указывает не перфектная форма глагола эмартурей. Вторая группа «встретила Его, ибо слышали, что Он сотворил это чудо». Она включала в себя паломников, ранее пришедших в Иерусалим, а теперь вышедших встречать Иисуса с пальмовыми ветвями (см. 12:12, 13). Они слышали свидетельства первой группы и решили пойти и посмотреть на Иисуса своими глазами.
Стих 19. Фарисеи, наблюдавшие за происходящим, были в полном смятении. Они признавались друг другу, что не успевали ничего сделать. Они не добились каких-либо успехов помешать росту популярности Иисуса и раздражённо говорили: «Видите… весь мир идёт за Ним». Под словом «мир» (космос) они подразумевали каждого, кто в то время был в Иерусалиме, очевидно, преувеличивая. Они не теряли надежду, что найдётся какой-то способ убить Иисуса. По иронии, всего через несколько дней, когда та же толпа отвергнет Иисуса и потребует распять Его, это даст возможность всему миру «пойти за Ним».