Византийский и Христианский музей, расположенный в Афинах, является одним из национальных музеев Греции и одним из самых важных международных музеев искусства и культуры византийского и поствизантийского периода. Он насчитывает более 25 000 экспонатов, объединенных в коллекции, которые датируются с 3 века от Рождества Христова.
Часть артефактов оказались там после катастрофы в Малой Азии в 1923 г. Малоазийская катастрофа является не только политическим, дипломатическим или военным событием. Это изгнание коренного православного греческого населения из своих древних земель. Она глубоко затронула коллективную память греческого народа и создала раны, которые продолжают зиять в греческом обществе, через наследников поколения катастрофы. Это событие - самое трагическое в истории современного эллинизма — конец трёхтысячелетней греческой истории в Малой Азии.
Икона, о которой я рассказываю сегодня, была передана христианскому музею в 1925 году вместе с другими «реликвиями беженцев».
Эта мозаичная икона датируется концом 13 века. До 1922 года находилась в церкви Василия Великого в Тириглии, недалеко от Стамбула.
В греческом искусстве данный иконографический тип именуется
Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλούσα) — «сладко любящая» дословный перевод. “Сладкое Лобзание” - чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Богородица изображается с Младенцем Христом, сидящим на её руке и прижимающимся щекой к её щеке. В этом образе подчеркиваются материнские качества Девы Марии. Между ней и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична.
В русской иконописи данную иконографию именуют - Умиление. Владимирская икона относится к этому же типу. Принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой.
Надпись на этом образе ΜΗ(ΤΥ)ΤΥ(ΕΟ)Ι ΕΠΙΚΕΕΤΙΚ подчеркивает роль Девы Марии как защитницы людей. Изображение представляет собой мозаику, один из немногих сохранившихся примеров такого рода искусства, поскольку мозаичная техника не часто применялась к переносным изображениям из-за ее высокой стоимости. В центре нижней рамы сохранился вырез, к которому была приспособлена опора для шествия образа в ектениях - в ритуальных шествиях по улицам города в великие праздники или великие нужды. В остальное время года икона должна была находиться в храме.
Эта мозаичная икона для меня представляет интерес и потому, что эта мое первое произведение копирования иконы.
Но об этом напишу в другой статье. Подпишитесь, чтобы не пропустить.