Выученная беспомощность – в представлении многих – это нечто жалкое, беспомощное, пассивное.
К сожалению, это не совсем так. И даже совсем не так.
Те жалкие образцы сломленных беспомощностью жертв, которые доползают до кабинетов психотерапевтов, неврологов и психиатров – это люди, понявшие, что положение их отчаянное, и что Мир приготовил им судьбу агнцев на заклание.
Между тем как «выученный беспомощник» отнюдь не агнец и не овечка!
И больше похож на боевитого барана, нет, на козла, в своих стремлениях. Типичная деталь из мира животных: стоит к группе козлов в загоне привести «чужака»-слабака, начинается его избиение, практически всегда заканчивающееся смертью!
Итак, о «козлах неотпущения» в теории о выученной беспомощности Мартина Селигмана и Стивена Майера 1967 года, возникшей в результате изучения поведения собак. О козлах тогда не догадывались : теорию вообще сейчас объявляют «устаревшей», потому что она опасна…
Что делал Селигман со товарищи: животных били током, больно-больно. Одна группа могла носом отключать «тумблер боли», вторую группу лишали всех возможностей повлиять на ситуацию!
При переселении в новое место , даже с невысоким препятствием, собаки второй группы не смели перепрыгнуть через заборчик, если избиение продолжилось! Они ложились на пол и скулили! Собаки первой группы легко преодолевали препятствия, уходили "за флажки" от боли и становился свободным!
В 2000м году Майер, ставший нейробиологом, якобы «перевернул представления о выученной беспомощности», основываясь на активности ядер мозга и префронтальной коры мозга, работающих по разному у собак и людей. Отменило ли это сам факт выученной беспомощности у людей?
Тут я отвлекусь и напомню о другом феномене – о «Ведре с крабами»!
Менталитет краба (Crab mentality, иногда crab bucket theory ), теории, иллюстрирующей аналогии поведения людей в группе и поведение крабов в переполненном ведре.
Краб, пытающийся вылезти из ведра по головам товарищей, обычно захватается за крабьи ходули клешнями других крабов и сбрасываются в общую кучу-малу.
Изучая проявления этих двух феноменов у людей, я увидел, что ни ранние работы Селигмана и Майера, ни «переворот теории» 2000года не описывает то, что мы видим у людей…. и козлов!
Опыты с собаками, опыты Эллен Джейн-Лангер и Джудит Роден с группами в домах престарелых действительно относятся, по новым понятиям, к «обучению контролю». Дескать, научи беспомощного, КАК сделать – и никакой беспомощности не останется! Оптимистично! И – неправда.
Хотя бы потому, что нарушается принципы психологии поведения. Ошибки экспериментов.
У человека опыт отрицательного подкрепления действий, если действия вызывали сильную эмоциональную вовлеченность, были задействованы сильные переживания – не может быть преодолен опытом «правильного научения», если он был без эмоционален, был мало эмоционален, не превосходил по экспрессии позитивных чувств опыт негативной экспрессии отрицательного подкрепления!
В принципе, это базовая пресуппозиция любых тренингов эмоций», об этом знают все опытные мастера групповой терапии!
Что имеем на самом деле?
- Беспомощности «выучивает» страх разной интенсивности, но преимущественно и с гарантией – длительный!
- Беспомощности выучивает отсутствие Знаний о преодолении заданных ситуаций. И – превентивные наказания за обретение таких Знаний.
- Беспомощности выучивает отсутствие практических Навыков преодоления ситуации. И – превентивное наказание за такие навыки.
- Выучивание беспомощности – порождает непереносимые напряжения в психике, требующие немедленной канализации вовне.
- Для наблюдаемых феноменов массовой выученной беспомощности должен существовать жесткий запрет на канализацию напряжения «вверх» и «по горизонтали». Иногда – только «вверх», но это сложнее для «обучающих» и опаснее!
- Если канализировать некуда – напряжение идет в болезнь или в агрессию в семье, в круг постоянного общения.
Вот откуда образцы «сломленных пассивов», приходящих на консультацию (И им повезло – они получают помощь!)
- Достаточно силами «обучающих» определить «козла отпущения», и огромная масса сдавленной запретами агрессии обрушивается на беднягу. Или бедняг. Или на группы людей, заранее обвешанные ярлыками «унтерменшей», недочеловеков, «врагов»!
Во всех остальных отношениях «по горизонтали» - присутствует «менталитет крабов». «На верх» смотреть нельзя – там страх, перешедший в «Стокгольмский синдром». ( Высшее Мортидо, требует отдельного объяснения)
Все эти феномены тысячи лет используются с переменным мастерством и супермастерством!
Византийская система управления, некоторые религиозные догматы, системы, тайные организации и ордена – все использовали данные сочетанные эффекты ещё столетия назад!!
Так бараны, козлы, крабы и психология человека сошлись в одной области феноменов…
Кому будет полезно знать, КАК это преодолеть?
1. Осознанным жертвам.
2. Почувствовавшим признаки массового психоза
а) У своих близких людей при общении на «современные темы»
б) У себя самих (случайно)
3. Практическим психологам для индивидуальной практики
4. Ведущим групповые формы терапии.
5. Работающим с коллективами.
6. Работающим с населением (минимум – для избегания конфликтных ситуаций!)
Совет: страшно быть не бараном, страшно быть в ведре с крабами.
Барана адекватной психотерапией персонифицируют до человека.
В ведре с крабами самый умный психотерапевт будет объективизирован в краба!!!
КАК с этим быть и как с этим работать?
- Обращайтесь!
WhatsApp +79781004249
Телеграм ---//----- или Alex_nevsky13
Скайп +79780277710
- Группы иногда бесплатны или практически бесплатны (после разового взноса)
Автор: Невский Александр Владимирович
Психолог, Семейный сексолог Сексопатолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru