Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Выученная Беспомощность и козлобараны в крабовом ведре

Выученная беспомощность – в представлении многих – это нечто жалкое, беспомощное, пассивное.

К сожалению, это не совсем так. И даже совсем не так.

Те жалкие образцы сломленных беспомощностью жертв, которые доползают до кабинетов психотерапевтов, неврологов и психиатров – это люди, понявшие, что положение их отчаянное, и что Мир приготовил им судьбу агнцев на заклание.

Между тем как «выученный беспомощник» отнюдь не агнец и не овечка!

И больше похож на боевитого барана, нет, на козла, в своих стремлениях. Типичная деталь из мира животных: стоит к группе козлов в загоне привести «чужака»-слабака, начинается его избиение, практически всегда заканчивающееся смертью!

Итак, о «козлах неотпущения» в теории о выученной беспомощности Мартина Селигмана и Стивена Майера 1967 года, возникшей в результате изучения поведения собак. О козлах тогда не догадывались : теорию вообще сейчас объявляют «устаревшей», потому что она опасна…

Что делал Селигман со товарищи: животных били током, больно-больно. Одна группа могла носом отключать «тумблер боли», вторую группу лишали всех возможностей повлиять на ситуацию!

При переселении в новое место , даже с невысоким препятствием, собаки второй группы не смели перепрыгнуть через заборчик, если избиение продолжилось! Они ложились на пол и скулили! Собаки первой группы легко преодолевали препятствия, уходили "за флажки" от боли и становился свободным!

В 2000м году Майер, ставший нейробиологом, якобы «перевернул представления о выученной беспомощности», основываясь на активности ядер мозга и префронтальной коры мозга, работающих по разному у собак и людей. Отменило ли это сам факт выученной беспомощности у людей?

Тут я отвлекусь и напомню о другом феномене – о «Ведре с крабами»!

Менталитет краба (Crab mentality, иногда crab bucket theory ), теории, иллюстрирующей аналогии поведения людей в группе и поведение крабов в переполненном ведре.

Краб, пытающийся вылезти из ведра по головам товарищей, обычно захватается за крабьи ходули клешнями других крабов и сбрасываются в общую кучу-малу.

Изучая проявления этих двух феноменов у людей, я увидел, что ни ранние работы Селигмана и Майера, ни «переворот теории» 2000года не описывает то, что мы видим у людей…. и козлов!

Опыты с собаками, опыты Эллен Джейн-Лангер и Джудит Роден с группами в домах престарелых действительно относятся, по новым понятиям, к «обучению контролю». Дескать, научи беспомощного, КАК сделать – и никакой беспомощности не останется! Оптимистично! И – неправда.

Хотя бы потому, что нарушается принципы психологии поведения. Ошибки экспериментов.

У человека опыт отрицательного подкрепления действий, если действия вызывали сильную эмоциональную вовлеченность, были задействованы сильные переживания – не может быть преодолен опытом «правильного научения», если он был без эмоционален, был мало эмоционален, не превосходил по экспрессии позитивных чувств опыт негативной экспрессии отрицательного подкрепления!

В принципе, это базовая пресуппозиция любых тренингов эмоций», об этом знают все опытные мастера групповой терапии!

Что имеем на самом деле?

  1. Беспомощности «выучивает» страх разной интенсивности, но преимущественно и с гарантией – длительный!
  2. Беспомощности выучивает отсутствие Знаний о преодолении заданных ситуаций. И – превентивные наказания за обретение таких Знаний.
  3. Беспомощности выучивает отсутствие практических Навыков преодоления ситуации. И – превентивное наказание за такие навыки.
  4. Выучивание беспомощности – порождает непереносимые напряжения в психике, требующие немедленной канализации вовне.
  5. Для наблюдаемых феноменов массовой выученной беспомощности должен существовать жесткий запрет на канализацию напряжения «вверх» и «по горизонтали». Иногда – только «вверх», но это сложнее для «обучающих» и опаснее!
  6. Если канализировать некуда – напряжение идет в болезнь или в агрессию в семье, в круг постоянного общения.

Вот откуда образцы «сломленных пассивов», приходящих на консультацию (И им повезло – они получают помощь!)

  • Достаточно силами «обучающих» определить «козла отпущения», и огромная масса сдавленной запретами агрессии обрушивается на беднягу. Или бедняг. Или на группы людей, заранее обвешанные ярлыками «унтерменшей», недочеловеков, «врагов»!

    Во всех остальных отношениях «по горизонтали» - присутствует «менталитет крабов». «На верх» смотреть нельзя – там страх, перешедший в «Стокгольмский синдром». ( Высшее Мортидо, требует отдельного объяснения)

    Все эти феномены тысячи лет используются с переменным мастерством и супермастерством!

    Византийская система управления, некоторые религиозные догматы, системы, тайные организации и ордена – все использовали данные сочетанные эффекты ещё столетия назад!!

    Так бараны, козлы, крабы и психология человека сошлись в одной области феноменов…

    Кому будет полезно знать, КАК это преодолеть?
    1. Осознанным жертвам.
    2. Почувствовавшим признаки массового психоза

    а) У своих близких людей при общении на «современные темы»
    б) У себя самих (случайно)
    3. Практическим психологам для индивидуальной практики
    4. Ведущим групповые формы терапии.
    5. Работающим с коллективами.
    6. Работающим с населением (минимум – для избегания конфликтных ситуаций!)

    Совет: страшно быть не бараном, страшно быть в ведре с крабами.

    Барана адекватной психотерапией персонифицируют до человека.

    В ведре с крабами самый умный психотерапевт будет объективизирован в краба!!!

    КАК с этим быть и как с этим работать?

- Обращайтесь!

WhatsApp +79781004249
Телеграм ---//----- или Alex_nevsky13

Скайп +79780277710

- Группы иногда бесплатны или практически бесплатны (после разового взноса)

Автор: Невский Александр Владимирович
Психолог, Семейный сексолог Сексопатолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц