Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Возможно вы видели, как у проходящего поезда из под колес летят искры. А ещё поговаривают, что практически в каждом фильме, где в кадре появляется поезд, он обязательно будет ехать так, что колеса будут искрить так, будто это не колеса и диск от болгарки. В этой статье расскажу, почему так происходит и опасно ли это.
Почему образуются искры в целом?
В принципе, процесс образования искр связан с механическим трением, или ударом. Как известно, при трении или ударе тела нагреваются, так как часть кинетической энергии этого самого трения или удара переходит в тепловую. Также имеет место быть экзотермическое окисление и разогрев частиц. Последние как раз и являются теми самыми искрами.
Короче говоря, со всем этим делом знаком абсолютно каждый, кто либо работал с болгаркой, либо, например, наблюдал за гонками: когда машина на высокой скорости задевает ограждение трассы (или другую машину) - неминуемо сыпятся искры. Ну или, как автор, бил в детстве камни молотком (или камнями побольше).
Почему искрят колеса поезда?
В нормальных условиях, при движении по прямой, трение колеса о рельс очень невелико. Однако, есть две ситуации, когда оно возрастает и начинают высекаться искры. Речь идёт про торможение, а также про боксование.
Хотя и тут не без оговорок. Нормальное торможение, пускай даже и экстренное, прекрасно проходит и без искр, не теряя в эффективности. А вот если неправильно отрегулирована тормозная рычажная передача, то есть сила нажатия колодки на обод колеса слишком сильная, то колесо (а точнее вся колесная пара) идёт юзом, то есть блокируется.
Колесная пара не вращается и взаимодействует с рельсом только в одном месте. Коэффициент трения довольно большой, выделяется много тепла, а следовательно и искр. При этом, сильно повреждается как колесная пара, так и рельс. На колесной паре образуется ползун. И в дальнейшем, при проезде такой колесной пары по рельсам, на последних будут образовываться трещины, так как ползун сильно ударяет по рельсу.
Другой вариант - это боксование. То есть ситуация, противоположная юзу - когда колесо крутится, но при этом его сцепление с рельсом недостаточно, чтобы полностью реализовать тяговое усилие локомотива. Иначе говоря, колесо просто проскальзывает по рельсу.
Здесь ситуация напоминает как раз ту самую болгарку, однако при боксовании, искр всё же существенно меньше, чем при торможении с неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачей.
Опасно ли такое искрение?
Что касается опасности, то, как таковой опасности что-нибудь поджечь - нет. Легковоспламеняемых материалов в нижней части подвижного состава - нет, а деревья, кустарники и прочая растительность стоят от железной дороги слишком далеко, чтобы до них долетали искры. Ну а деревянные шпалы, в свою очередь, пропитаны креозотом, который защищает их от воспламенения.
Однако, есть косвенные опасности, о которых я уже упомянул. В случае с искрением при торможении - это образование ползунов на колесных парах и трещин на рельсах. А в случае с боксованием - дело может вылиться даже в образование страшных седловин на рельсах, о которых я рассказывал в этой статье, а также в этом видео.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!