Найти в Дзене

Як-141 и почему от него отказались.

Як-141
Як-141

Як-141- многоцелевой, сверхзвуковой, всепогодный палубный истребитель вертикального взлета и посадки, разработан в ОКБ Яковлева. Як-141 стал первым в мире боевым самолетом вертикального взлета и посадки, развивающим сверхзвуковую скорость.

Предназначался для прикрытия авианосных соединений, для завоевания господства в воздухе, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям.

-2

Самолет развивал скорость 1800 км/ч на высоте 11 км, 1250 км/ч у земли.

Практический потолок: 15 000 м

Боевой радиус: 900 км

Вооружение самолета: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, боезапас 120 выстрелов.

На 5 точках подвески, Як-141 мог нести управляемые ракеты класса "воздух-воздух": Р-27, Р-60, Р-73, 

ракеты "воздух-поверхность": Х-25, Х-31, Х-35, 23-мм пушечные установки, неуправляемые авиационные ракеты калибром 80-240 мм.

Як-141 в режиме висения.
Як-141 в режиме висения.

Первый полет Як-141 совершил в 1987 году. 29 декабря 1989 года совершил первый полет в режиме висения. 13 июня 1990 году состоялся полный полет с вертикальным взлетом и посадкой.

В 1991 году летчик-испытатель подтвердил уникальные возможности самолета, установив 12 мировых рекордов по скороподъемности, максимальной нагрузке и высоте полета с грузом. Як-141 имел полное превосходство над своими конкурентами.

Так почему же отказались от такого довольно перспективного и уникального самолета?

Всему виной послужила авария 5 октября 1991 года, во время испытаний на борту ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков", летчик-испытатель Якимов В.А., сделав круг, начал заходить на посадку. Самолет медленно приблизился, зависнув над палубой начал снижение. Но снижался он быстрее, чем следовало. Самолет упал на палубу, стойки шасси пробили стенки топливных баков, начался пожар. Самолет потушили, однако восстановить его было невозможно. Причина аварии была ошибка летчика, допустившего превышение скорости вертикального снижения. Эта авария послужила поводом для приостановки испытаний, а в период развала Советского Союза постройка нового самолета была невозможна. Кроме того у военных сложилось негативное отношение к самолетам вертикального взлета и посадки. В 1991 году было прекращено финансирование программы. А в 1992 году проект был окончательно закрыт. 

Як-141-уникальный самолёт, которого к сожалению постигла судьба музейного экспоната.

Як-141 в полете.
Як-141 в полете.

Все изображения взяты из открытых источников.