После удачного похода, Странник дал воинам время очиститься перед возвращением в крааль. Чака поспешил к краалю Гвендиямы. День клонился к вечеру и женщины возвращались с работы в поле. Положив мотыги на плечи и неся по двое корзины с плодами и кореньям, они громко пели песни. Чака мог подойти к любой понравившейся девушке, но он предпочел укрыться, чтобы его не видели. Он ждал Пампату. Наконец он увидел ее. Она шла рядом с Номцобой, которая пела грустную песню о том, как юноша ушел на войну, а девушка осталась ждать его возвращения. Пампата подхватывала последние фразы и звонкие голоса девушек сливались на завершающей фразе. Чака вышел из своего укрытия и пошел им на встречу.
-Чака! - обрадованно закричала Номцоба.
Брат предостерегающе выставил руку вперед.
-Я убил врага, Номцоба и еще не очистился! - сказал он не отрывая взгляд от Пампаты. Девушка смутилась от того, что все это происходило на людях. Женщины, нагнавшие их, с любопытством наблюдали за происходящим.
-Пампата! Я хочу пройти обряд очищения с тобой! - Чака смотрел девушке прямо в глаза.
-Ступай Пампата! Ты не можешь отказать такому красавцу! - с усмешкой подбадривали ее подошедшие женщины. Кто-то забрал у нее мотыгу.
Чака взял Пампату за руку и потянул за собой вглубь саванны. Едва они скрылись от любопытных глаз, как Пампата, отбросив свою стыдливость, прижалась к Чаке, всем телом стараясь впитать в себя его тепло и запах.
-Ты снова отличился, Чака? - спросила она, когда страсть немного поутихла.
-Я победил в поединке, - просто ответил Чака. Он не был горд собой. Ему все время казалось, что он мог сделать больше и не сделал.
-Я нисколько не сомневалась в тебе, Чака! Ты станешь великим воином, как мечтаешь! А я всегда буду рядом с тобой!
Номцоба вернулась домой, когда Нанди только закончила дойку. Нгвади у хижины смывал с себя дневную грязь. "Вот и Нгвади совсем уже вырос!" - думала Нанди, глядя на младшего сына, "Скоро и ему предстоит покинуть меня и поступить на службу!" На Номцобу уже тоже заглядывались местные юноши. Дочь выросла веселой и доброй девушкой. Глядя на дочь, Нанди вспоминала, что и сама была такой когда-то! Она хотела, чтобы дочери достался хороший муж, который не погасит навсегда ее добрую улыбку, как когда-то сделал Сенза с ней!
Номцоба прервала ход ее мыслей.
-Мама! У крааля нас с Пампатой встретил Чака! Он сказал, что убил врага и пожелал "обтереть топор" с Пампатой!
-Не понимаю, зачем он мучает бедную девушку! - недовольно проворчала Нанди.
-Мне кажется он любит ее! - наивно произнесла Номцоба.
-Убереги тебя духи от такой любви! - воскликнула мать, - Пампата отказывается ради Чаки от своей жизни, но он никогда этого не оценит!
-Как жестоко ты говоришь о собственном сыне! - удивилась Номцоба.
-Я очень люблю Чаку, дочка! Но он мужчина! Упрямый мужчина, который думает только о себе! Он не принесет Пампате счастья!
Номцоба не знала что на это ответить и сочла за лучшее промолчать. Мать всегда была уверена в том, что говорит и обычно оказывалась права. Номцобе очень хотелось, что бы в этот раз Нанди ошиблась! "Как было бы здорово, если бы Чака женился на Пампате!" - мечтала она.
На другой день все воины, получив очищение, вернулись в крааль Странника. Вождь встречал их с наградами.
-Чака! - произнес Странник, когда все собрались у большого костра, на котором, по распоряжению вождя, жарилось мясо для победного пиршества, - Назначаю тебя командиром сотни!
О таком Чака не мог даже мечтать! Мбози и Нобока тут же попросились в его сотню и Странник разрешил. Молодые воины радовались, как дети, а вождь внимательно следил за ними. Он видел в Чаке задатки вождя. Юноша нравился ему. Амбициозный вождь мечтал объединить под своим крылом как можно больше кланов и победа над бутелези была первым шагом к осуществлению этого плана. Странник прекрасно осознавал вклад Чаки в эту победу. Такие воины были ему необходимы.
Утром Странник позвал к себе командиров. Чака явился, гордый своим новым званием и немного смущавшийся в непривычной обстановке.
-Поход на бутелези - это только начало! Когда я скитался по просторам саванны, будучи изгнан из крааля собственного отца, я видел многое! Там, где начинается большая вода (океан - пр. автора), я встречал белых людей. Они прибывают издалека. Они покрывают тела тканями и боятся солнца! Они гораздо слабее нас и их взрослый мужчина выглядит, как наш подросток! Но если они захотят завоевать нас - они сделают это!
-Но как! Если они так слабы, как ты говоришь, как они смогут справиться с нами?! - наперебой спрашивали командиры.
Странник поднял руку, призывая к молчанию.
-У белых людей есть палки, стреляющие огнем!
-Колдовство! - зашептались воины, суеверно дотрагиваясь до оберегающих амулетов, висящих на шеях и запястьях. Чака внимательно смотрел на вождя, понимая, что тот еще не все сказал.
-Это не колдовство! Это их оружие! Я видел как оно действует! Ни одно копье не способно пролететь такое расстояние, как огонь из их ружей - так они называют свои палки!
-А если белые люди решат напасть на нас? - спросил Буза.
-Белых людей очень мало! И в этом их слабость! Мы сможем победить их только числом! А для этого я хочу создать огромное войско и объединить все окрестные кланы!
Его последние слова погасли в одобрительном гуле.
-Вы должны подготовить своих людей с новым походам! И первым кланом, на который мы двинемся, будет клан зулу! - произнося эти слова Странник смотрел на Чаку. Реакция Чаки ему понравилась - юноша явно обрадовался возможности отомстить за боль причиненную ему и его матери в родном клане...
Сенза смотрел на тело сына, которое принесли к его хижине. Рядом, упав на колени, оплакивала сына его десятая жена. Остальные жены, стояли полукругом позади нее, тихонько подвывали ей в такт.
-Где мы похороним Бакузу? - спросила Мкаби у мужа. Но он молчал, словно пребывал мыслями где-то далеко.
-Говорят, что Чака был там! - наконец произнес Сенза со злобой, - Может это твой любимчик убил Бакузу!?
-Что толку теперь гадать, кто и кого убил! И Бакуза мог убить Чаку, раз уж они служили в разных кланах! - спокойно ответила Мкаби.
Она с жалостью смотрела на мужа. Он сильно постарел за прошедшие годы, а неуемное пьянство сделало его еще и безвольным. Любое, даже самое незначительное событие, Сенза отмечал с размахом. В клане оставалось совсем мало быков - так часто Сенза приказывал колоть скот для очередного пиршества. Мкаби зачастую приходилось заниматься не только делами семьи, что при наличии у Сензы множества жен, было не просто, но и решать проблемы крааля, когда муж был не в состоянии соображать. Увидев тело Бакузы, Сенза и вовсе мгновенно превратился в дряхлого старика. Из всех своих многочисленных сыновей, он почему-то больше всего любил Бакузу и именно его видел своим преемником. Может потому, что по настоящему был привязан к десятой жене. Молоденькая девочка, из самой бедной семьи клана зулу, покорила сердце Сензы с первого взгляда. Он подарил ее семье двадцать быков - целое состояние и поставил для девушки хижину рядом с хижиной Мкаби, что противоречило всем традициям. Хижины жен должны располагаться на удалении друг от друга, по старшинству! За это десятую жену Сензы невзлюбили другие жены. Сенза же первое время почти не выходил из хижины новой жены, что не прибавило к ней симпатии. А уж когда она родила сына и Сенза, игнорируя старших жен и сыновей, везде таскал мальчика с собой, то против десятой жены вождя ополчился уже весь крааль.
-Ты! Это ты послал его служить к бутелези! - мать, потерявшая сына, внезапно накинулась на Сензу. Она пыталась ударить его, но ее вовремя остановили руки других жен.
Сенза низко опустил голову при этих словах. Это было правдой. Он хотел, чтобы Бакуза стал настоящим воином и никто не смог бы оспаривать его право на место вождя.
-Мы похороним Бакузу рядом с хижиной его отца! - Мкаби, поняв что не дождется ответа от Сензы, сама приняла решение. Она отправилась к шаману, чтобы тот провел необходимые ритуалы над местом захоронения. Шаман, верный союзник Сензы по всех его пирушках, нехотя вышел из хижины. Он не стал возмущаться, что место захоронения выбрано без совета с ним и быстро прочитав заклинания удалился в свою хижину. Ему надо было прийти в себя к утру - ведь похороны без шамана провести было невозможно...