Есть у меня несколько готовых материалов… – сомневаюсь, выкладывать их или нет. Это один из них. Сложная тема, в которой много всяких "но". И всё же попробуем разобраться!
Сразу скажу, в этой статье (как впрочем и в других) я не буду цитировать тома научной литературы, углубляться в психологию, вы это всё найдете в поисковике и без меня. Я лишь порассуждаю исходя из своих знаний и практических тренерских наблюдений.
"Потом понравится"
Я всегда за то, чтобы дети занимались тем, что им хоть немного нравится (к тому же секций, кружков, онлайн-уроков сейчас великое множество).
Если у ребенка при виде льда не промелькнуло ни малейшей искорки в глазах, а родители упорно раз за разом тянут его на каток, перспектив в такой ситуации немного. С одной стороны, я понимаю родителей, желающих дать ребенку хоть какие-то навыки. Какие-то базовые навыки действительно придут. Но каждый элемент фигурного катания состоит из десятка технических нюансов. Терпеливо разбираться в них, запоминать, отрабатывать, выслушивать бесконечные замечания тренера можно только при большом интересе к этому делу.
Кроме того, катание, которое завораживает и притягивает взгляд (которое, возможно, и вдохновило родителей привести ребенка на каток), всегда состоит не только из кропотливой работы, но и из эмоций. Убедиться в этом можно посмотрев любые соревнования - фигуристы по сути выполняют одни и те же шаги, прыжки и вращения, а насколько по-разному это воспринимается! А какие эмоции сможет проявить фигурист, для которого каждый выход на лед – сплошное сопротивление и напряжение?
Поэтому, наверное, не стоит занимать чье-то место на льду, и главное – тратить время и деньги на то занятие, от которого ребенок сбежит без оглядки при первой же возможности.
"Можно мы сегодня пропустим?"
С другой стороны, бывает такое, что в целом ребенку нравится заниматься фигурным катанием, он с вдохновением засматривается на старших, мечтает о том, чтобы самому поучаствовать в соревнованиях/подняться на пьедестал/выполнить разряд. Просто временами нет настроения идти на тренировку. В этом случае идти надо! Потому что любые успехи складываются, в том числе, и из работы "через не хочу" и "через не могу". Не выспался/устал/унылая погода за окном – нужно идти на лед/в зал и пробовать перебороть себя (кстати для взрослых фигуристов это тоже работает). Пусть не всё будет получаться, пусть тренировка будет менее интенсивной. Зато в следующий раз, когда все звезды сойдутся, будет в разы легче, появится запас выносливости, фигурист научится договариваться с собой и "собирать" свои силы в любых ситуациях.
Конечно, можно пропустить одно занятие даже из-за плохого настроения, но очень часто это выливается в такую картину, что фигурист и его родители всё чаще ждут идеальных условий, появляются на тренировках всё реже, соответственно страдает прогресс, а когда совсем ничего нового не происходит, у любого самого заинтересованного фигуриста пропадет интерес. Каждый раз очень грустно это наблюдать.
Вот такой неоднозначный ответ у меня получился. Уважаемые родители фигуристов, приходится ли вам заставлять своих спортсменов или на каждую тренировку – как на праздник? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом в комментариях!