Если раньше вы ничего не знали про блогера Лерчек, которая продает марафоны по похудению, то теперь наверняка знаете, поскольку скандал с невыплатой налогов освещался по телевидению и других СМИ.
Цифра просто космическая – 300 млн, и это только налог, прибыль – около 1,5 млрд. Спрашивается, кто нес столько денег незатейливой девочке без образования и сколько в нашей стране непуганных и*иотов?
По долгу службы я неплохо знаю бизнес онлайн образования и курсы ведущих вузов, сама принимала участие в создании онлайн курсов по философии.
Хотите похудеть? Вот вам бесплатный курс «Физическая культура» от Уральского федерального университета, составленный профессионалами своего дела, с хорошими материалами и программой. Там и про основы здорового питания, и о необходимых физических упражнениях и безопасности их выполнения.
Хотите бесплатный крутой курс по оказанию первой медицинской помощи? Да пожалуйста, от МГУ им. Ломоносова.
Проблема в том, что хорошо составленные курсы не продают вам мечту, а дают знания. Там нет прыгающей девахи в красивых интерьерах, которая вам вещает, что как только вы похудеете за 20 минут в день на ее умопомрочительно вкусном ПП (правильное питание), то вас сразу полюбят муж и сосед, а все бывшие будут рыдать и нести цветы.
Маркетинг учит находить «боли» клиентов и грамотно на них давить, желательно перманентно. Вот подписаны вы на блогера, а он вам каждый день втирает, что его курс решит все ваши проблемы с недовольством собой, личной жизнью и финансовым благополучием. Первый раз вы еще можете подумать: «Да ладно, правда что ль?» и забить. Но вам опять показывают красивую картинку и говорят: ну давай, попробуй, и будешь как я, в шоколаде, в ресурсе и на расслабоне на яхте. И вот смотри, отзывы моих клиентов, все уже стройные и звонкие, счастливые и красивые. А ты что тут сидишь толстая и грустная? Давай, всего 2000 / 5000 / 10 000 рублей, и твоя жизнь полностью изменится!
Академическая этика запрещает подобные приемчики, поэтому в грамотно построенных курсах ведущих университетов вы таких обещалок не найдете.
В марафонах же чем глупее и проще идея, тем лучше. Больше внимания на картинку, меньше включаем мозг. По нашим эмоциям красивая картинка, одна простая нота маркетингового предложения (Уникальное Торговое Предложение – для тех, кто в курсе маркетинговых терминов) «купи – и мечта сбудется!» долбит прямо в жаждущее сердце.
Я почти уверена, что больше Лерчека зарабатывает «фея» Блиновская, которая просто обещает исполнение желаний. Любых! Даже забеременеть. Она просто учит «правильно загадывать желания». Желание не сбылось? Ну, значит ты еще не готова к его осуществлению. Тупо? А то.
Однако не думайте, что на это ведутся только совсем отупевшие домохозяйки, считающие, что Земля зиждется на трех слонах и представляет собой блин. Вот живет себе женщина, вроде бы хорошая (а кто о себе плохо думает?) и вроде бы даже красивая (а кто себя откровенно страшной считает?), а жизнь личная не складывается. Вон у соседки – дурнушки сложилась, мужа какого хорошего нашла, и с работой повезло, свёкр устроил на непыльную и прибыльную работу. А она такая классная, и вот то мужик уйдет, то родители заболеют, то еще какая напасть. Подписываешься на симпатичную блогершу, не то чтобы красавицу, а «такую как все», а там: мерседесы, цветы, курорты и целая армия счастливых почитательниц, у которых все сбылось. И смотришь на это каждый день. И все, клиентка готова. Когда она купит свою мечту и билетик в тусовку, где все такие счастливые-одухотворенные – только вопрос времени. У меня есть пара знакомых, которые ходили на марафоны Блиновской, обе с высшим образованием, работающие, симпатичные, совсем не засидевшиеся домохозяйки.
Кашперовский и Чумак в мутные 90е хотя бы бесплатно по телеку воду заряжали и руками махали. Жизнь не стоит на месте, и маркетинг все лучше умеет пробуждать в людях «магическое мышление».
Магическое мышление было характерно для быта древних культур. Допустим, дождик не идет, но нам очень нужно, а то урожай погибнет и всем хана. А повлиять на природу нет никакой возможности. И в мозгу человека выстраивается воображаемая причинно-следственная связь, в которой он может повлиять на реальность. Например, станцевать ритуальный танец для вызова дождя. Магическое мышление, несмотря на все прогрессы никуда не делось. Когда очень-очень хочется, а не видно никакой возможности осуществить желаемое, то мозг создаст иллюзорную возможность. В этом задача современного маркетинга: 1) заставить вас сильно захотеть благодаря красивой картинке, чтобы вы представили себе осуществление мечты, чтобы увидели, как у других, которые не лучше вас такая мечта уже осуществилась; 2) предоставить доказательства, что мечты можно осуществить магическим способом, записавшись на марафон; несколько восторженных отзывов подойдут. Марафоны по похудению хоть немного близки к реальности, там говорят, что нужно меньше есть и больше двигаться, показывают какие-то упражнения. Только сегодня этих диет, упражнений, счетчиков калорий и прочих приблуд в свободном доступе выше крыши.
Непуганному люду продают иллюзорное осуществление мечты, а не рациональное решение проблемы. Поэтому Кашперовские 21 века, овладевшие маркетинговыми технологиями и слабо дружащие с совестью, будут процветать.