Проблемное поведение часто является следствием речевых проблем, гиперактивности, дефицит внимания. На этапе завершения дошкольного образования ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства. Может разрешать конфликты, следовать социальным нормам поведения и правилам, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Но у ребенка с особенностями развития, проблемы с этим могут остаться.
В связи с чем, ребенку нужно дополнительно учиться управлять своими эмоциями, в том числе гневом, осознавать свои эмоции, чувства других людей, развивать навыки эмпатии; научиться саморегуляции и самоконтролю, умению владеть собой в различных ситуациях, уменьшать уровень тревожности.
Сложно даже взрослым, что говорить о ребенке, которому кроме этого и так многому нужно учиться и заниматься каждый день.
Помогут, конечно, игры. Я считаю, что даже взрослые обучаются исключительно через игру и интерес.
Игры на управление гневом.
Игра «Оркестр»
Цель: формирование умения выплескивать гнев или накопившиеся отрицательные эмоции в приемлемой форме.
Ребенок, получает музыкальные инструменты сколько хочет (барабан, трещотку, погремушку, тарелки, ложки и т. д.). Взрослый играет роль дирижера. Он включает энергичную музыку и размахивает руками в любых направлениях, а ребенок «играет» на своих инструментах, при этом разрешается издавать звуки любой громкости.
Как только дирижер перестанет дирижировать (опустит руки вниз, а затем сразу же выключит музыку), оркестр должен замолчать.
Можно поменяться ролями.
В конце игры взрослый предлагает ребенку в течение одной минуты послушать тишину.
Игра «Ха-ха-ха-ха-ха!»
Цель: повышение у детей положительного настроения, выплеск усталости, обиды, злости, которые накопились в теле.
Ребенок повторяет вместе со взрослым движения и слова.
Взрослый соединяют кисти рук в замок, показывает и делает следующее:
- 5 раз прикасается к левому плечу, при каждом прикосновении произнося «ха»
- 5 раз прикасается к правому плечу, при каждом прикосновении произнося «хо».
- 5 раз прикасается к левому колену, при каждом прикосновении произнося «хи».
- 5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хе».
Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе и по четыре раза («ха-ха-ха-ха», «хо-хо-хо-хо», «хи-хи-хи-хи», «хе-хе-хе-хе»). Затем темп еще ускоряется, а число прикосновений последовательно уменьшается до трех раз, до двух и до одного. Последний раунд снова проходит медленно. Произнося последнее «хе», В процессе игры разрешается: кричать, произносить слоги разными голосами, пританцовывать и т. д.
Игра «Злые мыльные пузыри»
Цель: формирование умения у детей контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник
Взрослый просит ребенка назвать такие ситуации, когда он злится на кого-то. После взрослый продолжает: «Сейчас я научу вас, как справляться с гневом и злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (ребенок подносит ладони к губам, имитируя соломинку.) Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой «злой» пузырь и подождите, пока он исчезнет в воздухе или лопнет. Пускай пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза». Потом взрослый говорит: «А сейчас подуй сильно-сильно чтобы остатки всех злых пузырей улетели».
Игра «Маленькое привидение»
Цель: развитие умения у детей выплескивать гнев в приемлемой форме
Взрослый говорит: «Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Мы немного похулиганим и попугаем друг друга. По моему хлопку мы будем делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом: «У!» Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить: «У...», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».
По окончании игры взрослый хлопает в ладоши и говорит: «Молодцы! Пошутили — и хватит. Давайте снова станем детьми!».
Игра «Рисование ладонями»
Цель: развитие у детей умения снимать мышечное напряжение посредством игры
Перед началом игры взрослый говорит детям, что сейчас они будут ладошками рисовать картины на спине друг друга. Ребенок — «художник» — будет рисовать на спине другого и при этом он должен видеть взрослого, который будет показывать, как рисовать. Ребенок, на спине которого «рисуют», закрывает глаза.
Когда дети готовы, взрослый медленно говорит и одновременно демонстрирует детям движения, как рисовать на спине (или сам проговаривает и делает).
Море, море, море..,
(Медленно поглаживать верхнюю часть спины по направлению от позвоночника в стороны, и делать это одновременно двумя руками.)
Рыбы, рыбы, рыбы...
(Быстрые и легкие прикосновения пальцев в том же направлении.)
Горы, горы, горы...
(Медленные прикосновения всей ладонью.)
Небо, небо, небо...
(Снова поглаживания.)
Игра «Тающий снеговик»
Цель: развитие умения расслаблять мышцы тела.
Дети встают на расстоянии друг от друга. Затем взрослый говорит: «Представьте, что вы все снеговики. На улице мороз, и вас просто невозможно разрушить. Замрите в любой позе, в какой может стоять снеговик. А теперь представьте, что выглянуло солнце и вы начинаете таять. Постепенно расслабляйте свои мышцы и представьте, как тает снеговик. Солнце печет все ярче и ярче... и вот уже совсем трудно стоять снеговику (дети опускаются на корточки, на колени и ложатся на пол). Снеговик растаял».
Упражнение можно повторить еще один или два раза, затем взрослый говорит: «А теперь встряхните ноги и кисти рук».
Игра «Танцующие птицы»
Цель: развитие умения расслаблять мышцы верхней части тела.
Дети сидят на полу или на стульях на расстоянии двух вытянутых рук друг от друга. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем изображать птиц, которые танцуют всегда, когда слышат музыку, а когда музыки нет, они сразу же засыпают. Танец птиц очень необычный, они сидят на скале и размахивают крыльями». (Взрослый демонстрирует, как танцуют птицы, при этом движения могут быть любыми, но руки должны обязательно двигаться от плеча, как крылья, а сами движения — быть плавными и свободными.) Затем взрослый включает медленную и спокойную музыку, и птицы танцуют. Через несколько секунд взрослый выключает музыку и тихим голосом говорит: «Птицы устали и уснули». Дети опускают руки на колени, наклоняют корпус вперед, опускают голову и закрывают глаза. Игра повторяется несколько раз.
Игры на снижение уровня тревожности
Игра «Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
Игра «Настроение и походка»
Цель: формирование умения снимать мышечные зажимы, эмоциональное напряжение, тревожность посредством игры.
Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем к ней на шею и обнимем ее». Упражнение выполняется босиком на ковре.
Игра «Волшебный стул»
Цель: повышение самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5–6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
Игры на формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии
Игра «Портрет самого лучшего друга»
Цель: развитие анализа и самоанализа.
Ребенок со взрослым рисует портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Ты хочешь, чтобы тебя считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуются в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
В начале игры взрослый рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия.
Игра «Эмоции героев»
Цель: развитие эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
Оборудование: подобранная сказка, карточки с изображением эмоциональных состояний
Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.
Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
Игры на развитие позитивной самооценки
Игра «Я– лев»
Цель: повышение у детей уверенности в себе.
«А сейчас давай поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закрой глаза и представь себе, что ты превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Ярослав». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».
Игра «Зайки и слоники»
Цель: развитие уверенности в себе.
«Я хочу тебе предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с тобой будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажи, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. «А теперь покажи, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Ребенок убегает, прячется и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» «А лису?» и т.д. «А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажи, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажи, как?» Ребенок показывает. «Покажи, что делают слоны, когда видят тигра?» Ребенок в течение нескольких минут изображает бесстрашного слона. После стоит обсудить, кем ребенку больше понравилось быть и почему.
Игра «Я очень хороший»
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе
«Скажи о себе: «Я очень хороший». Но перед тем, как сказать, давай немножко потренируемся. Сначала скажем «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давай таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший». И, наконец: «Я – Ярик! Я очень хороший». Сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».
Игра «Я тебе подарю...»
Цель: повысить самооценку детей.
Возьмите ребенка за руку и предложите подумать, что вы хотели бы подарить друг другу. Затем нарисуйте друг для друга подарок и расскажите, почему вы выбрали именно его, а затем – подарите.
Игра «Другой ритм»
Цель: помочь детям избавиться от излишнего напряжения и подстроиться к общему ритму работы.
Взрослый для привлечения внимания ребенка ритмично хлопает ладонями и громко в такт считает: раз, два, три... Ребенок тоже начинает хлопать в ладоши и считать вслух. Постепенно взрослый замедляет ритм хлопков и считает все тише и тише. Ребенок подстраивается к нему и постепенно успокаивается.
Игры на саморегуляцию и самоконтроль, умение владеть собой в различных ситуациях.
Игра «Секретное слово»
Цель: развитие умения контролировать себя, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренировать память и внимание.
Взрослый договаривается с детьми, что они будут повторять за ним все слова, кроме, например, названий растений (имен мальчиков, слов со звуком «У» и др.) – их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название растения, нужно хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть и т.п.) Можно ввести штрафные очки за ошибки (конечно, когда ребенок уже хорошо поймет суть игры). Когда ошибок станет мало, можно перейти к игре с соблюдением уже двух правил. Например, названия птиц заменяем на один хлопок, а названия предметов красного цвета – на два хлопка.
Игра «Да и нет не говорите»
Цель: развитие умения контролировать свою речь, обогащение словарного запаса за счет синонимов, развитие быстроты реакции.
Перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещенными (как правило, это «да» и «нет», «черный» и «белый», но можно и другие). Затем взрослый задает каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещенным словом. Дети в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещенного слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу. Например:
- Ты любишь мороженое?
- Обожаю! (Вместо: «Да!»)
Тот игрок, который все же ответил запрещенным словом, считается проигравшим и либо становится сам ведущим, либо выходит из игры.
Игра «Сокровища пирата»
Цель: развитие умения контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции, выдержку.
Взрослый – это пират. Он сидит в определенном месте комнаты, а рядом с ним, на расстоянии примерно в полметра лежит какой-либо небольшой предмет (сокровища). Пока пират «спит», остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если пират услышит какие-либо звуки, он открывает глаза, и крадущиеся игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад на несколько шагов. Кто успел, тот продолжает движение, когда пират снова «уснет». Выигрывает тот, кто сможет тихо подкрасться и забрать пиратские сокровища.
Игра «Репка»
Цель: развитие умения контролировать себя, а также тренировать память, внимание и быстроту реакции.
Игроки рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом:
Репка – на два хлопка в ладоши
Дедка – на слова «кхе-кхе»
Бабка – на слова «ой-ой»
Внучка – на слова «ля-ля»
Жучка – «гав-гав»
Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур»
Мышка – «пи-пи»
Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая-пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет-потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут…Ну, и т.д.
Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены. Можно вместо сказки «Репка» взять любую другую, недлинную и хорошо знакомую всем игрокам, или небольшое стихотворение с часто повторяющимися словами.
Игра «Разведчики»
Цель: развитие наблюдательности, умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции.
Ведущий прячет (ставит или кладет где-либо на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет, который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но открывать шкафы не нужно, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет спрятанную игрушку, в следующий раз прячет ее.
Игра «Прогулка в лес»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, согласованности движений, внимания и воображения.
Детей приглашают прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения взрослого: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.
Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.
Игра «Изобрази явление»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, эмоциональной выразительности и воображения.
Взрослый и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.
Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» - дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.
Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет воспитатель. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.
Игра «Самолеты»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания
Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».
Взрослый говорит:
- Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.
Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по комнате, разведя руки в стороны.
- Полетели, полетели и сели.
Дети садятся на корточки, ждут команды взрослого. Так делается несколько раз.