Найти тему
Культурологический Ликбез

История повседневности: народ, язычество и христианство в раннее Средневековье

Оглавление

Как происходила христианизация Западной Европы в раннее Средневековье.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. После небольшого перерыва мне бы хотелось вернуться к Истории повседневности. На канале уже выходил материал на смежную тему, а поэтому рекомендую предварительно ознакомиться с ним.

Напомню, чем является История повседневности. Это междисциплинарная наука на стыке антропологии, истории и культурологии, которая изучает быт, общество, культуру в том или ином историческом отрезке. Благодаря, этой дисциплине мы можем попытаться реконструировать не только материальную и духовную культуру, но и попробовать понять сознание и мировоззрение наших и не наших предков.

А сегодня я бы хотел поговорить об отношениях крестьянства в период раннего Средневековья (VI — XII век) с христианством, язычеством и о тех интересных процессах, которые происходили в социальной и духовной жизни того времени.

Европа середины VII века
Европа середины VII века

Простые и благородные

Раннее Средневековье прошло под эгидой формирования сословного общества и феодальных отношений. Под влиянием Церкви закреплялись особые роли за каждым из сословий: феодал-воин был обязан защищать и править, духовенство — наставлять, а все остальные должны были экономически обслуживать эти привилегированные сословия. Под "остальными" чаще всего понимали крестьян, составлявшие абсолютное большинство населения Европы. При этом мы видим подобное тройственное членение социума в различных государственных образованиях Европы того периода: от Польши до Франции. Абон из Флёри описывал общество так: два ордера, состоящие из клириков и миряне. Миряне делились на воинство Христово и земледельцев. Подобным же образом обозначал социум польский хронист Галл Аноним. В его хрониках указывается деление общества на духовенство, воинствующих рыцарей и трудолюбивых земледельцев.

Однако авторы того времени не останавливались лишь на подобном разделение. Все благородные авторы ещё и очерчивали строгую культурную и языковую черту между собой и простолюдинами. Последние представлялись в виде нерасчленённой массы, которые обозначали словами rustici (селяне), plebs (на римский манер плебс) и pauperes (бедняки). Эти слова использовались как синонимы, а также говорили о социальном отношении знати к простым людям. То есть, крестьяне жили в сельской местности, были ниже статусом (патриций-плебс) и экономически были бедны.

Современная реконструкция Бирмингема времён раннего Средневековья
Современная реконструкция Бирмингема времён раннего Средневековья

Однако самое интересное в вопросе взаимоотношений крестьян и благородных сословий в том, кем являлись первые для вторых. Знать того времени, если судить по источникам, не мыслила в экономических категориях, а потому не определяла свою хозяйственную зависимость от простых работяг. Зато знать обозначала свою духовную зависимость от крестьян. Это выражалось в том, что в простолюдинах видели не столько несчастных, чью жалкую участь необходимо облегчить, сколько спасителей богачей. Бедные существовали для того, чтобы богатые могли искупить свои грехи путём помощи бедным. Об этом свидетельствует, например, Алкуин (VIII век). "Любая милостыня, подаваемая бедняку, приближает вас к раю". С духовной точки зрения социум раннего Средневековья представлялся по следующей формуле: богатым нужны бедные, чтобы они получали возможность искупить грехи, а бедным нужны богатые, дабы на них снисходила материальная милость.

Алкуин
Алкуин

Свобода и несвобода

Естественно, схема общества раннего Средневековья, о которой я рассказал выше, это версия господствующих классов — феодалов и клириков. Что думали сами крестьяне того времени мы узнать не можем, ибо почти не сохранилось источников народного происхождения. Известный советский медиевист А. Я. Гуревич называл средневековое крестьянство "молчаливым большинством".

Однако на первых порах становления европейского общества, мы всё-таки можем сделать выводы, что многие вещи распространялись на всех, включая крестьян. И одним из главных понятий в раннем Средневековье — это свободны и несвободный человек. Подобная концепция была унаследована от Римской империи.

Арон Яковлевич Гуревич — выдающийся советский медиевист
Арон Яковлевич Гуревич — выдающийся советский медиевист

Я не буду останавливаться на общих исторических аспектах перехода от рабства к феодализму, ибо нас волнует только аспект сознания и мировоззрения крестьянства. Отмечу только, что рабство существовало в одно время с первыми формами феодальной зависимости и не всегда практически отличалось. Однако крестьянами воспринималось однозначно: рабство — несвобода, феодальная зависимость — свобода. Со временем и с развитием личной феодальной зависимости сей аспект становился не так очевиден, ведь крестьяне видели, что их экономический и социальный статус почти не отличается от посаженных на землю рабов. Вместе с тем, большую роль играло в дихотомии свобода-несвобода играла наступающа на традиционные языческие верования идеология христианства.

Между язычеством и христианством

Церковь первой осознала важность не только духовной пользы от крестьян, но и экономической. Главной задачей церкви стало сохранение равновесия между простыми и благородными и общей гармонией социального устройства. И здесь встаёт одно из главных противоречий раннего Средневековья в Европе. Всё высшее сословие было христианами, а "тёмный люд" во многом оставался язычниками. Более того, они активно сопротивлялись христианизации. Так получилось, что примеры святых, постулаты смирения и даже "чудеса" не могли тягаться с древними народными культами и противоречием между свободой-несвободой. Забавен тот факт, что в раннее Средневековье слова rusticus (селяни) и paganus (язычники) превращаются в синонимы.

Борьба против язычества стала составной частью процесса феодального подчинения крестьянства. Христианство давало чёткую иерархию и распределение ролей в жизни, когда язычество было гораздо свободнее в этом отношение. Именно в этот период в богословских текстах и проповедях всё чаще используется рабы божьи, вместо сыновей божьих. Христианство в представление раннего Средневековья подрузамевало подчинение, то есть ту самую несвободу, где природа, включая человека, выступала лишь служанкой Творца.

-6

В сознание же крестьянства язычество ассоциировалось с исконными стереотипами практического и интеллектуального освоения мира. Очеловечивание природы, отдельные покровители для ремёсел, а главное, язычество в виде мировоззрения заставляла крестьян ощущать себя частью природы, а не воспринимать её просто как среду. Ну и, конечно, аспекты, связанные с верой предков. Самоощущение крестьянства в язычестве выражалось в том, что они были детьми природы, её частью, а не какими-то подчинёнными рабами в строгой иерархии.

Надо отметить, что ещё одно важной причиной конфликта мировоззрений язычества и христианства состояло в том, что христианство было довольно сложным для понимания простыми людьми того времени. Трудно объяснить идеологические концепции и догмы о милосердии, смирении, страданиях такому практическому человеку, как крестьянин. Ему нужен был результат здесь и сейчас, т. е. прямое магическое воздействие на мир.

Изощрённое насаждение христианства

Христианство среди крестьянства насаждалось разными способами. В первую очередь, конечно же, использовали насильственные методы: уничтожали капища и идолы, запрещали поклонения божками и жертвоприношения. Преследовались любые нехристианские ритуалы. Отдельные суровые наказания предусматривались для прорицателей, магов и гадалок и даже тех, кто в них верит. В качестве мер "изучения христианства" Карл Великий издал указ о том, что в каждой деревне должны знать Символы веры и "Credo". Тех же, кто не знает, стоило бить палками, лишать воды и еды, пока они не выучат всё. Однако подобные меры влекли лишь к социальным потрясениям и даже известны случаи настоящих бунтов против феодалов.

Папа Григорий Великий почитается и Православной церковью
Папа Григорий Великий почитается и Православной церковью

Второй способ был более изощрённый. Папа Григорий I писал архиепископу Меллитусу о том, что не стоит одним ударом пытаться уничтожить язычество. Он рекомендовал не разрушать капищ, а только избавляться от идолов, а на их место ставить христианские алтари и мощи святых. Языческие праздники он предлагал переносить на дни святых и свободно разрешать их празднование, но только если простолюдины будут исполнять свои обряды в честь христианских мучеников.

Третьим способом стали действия миссионеров, которые взялись за удивительное дело: они доказывали, что Христос — более могучий бог, чем, например, Водан или Тор. Такие священники осваивали логику языческого мира и апеллировали в его рамках, постепенно вытесняя языческих богов, подменяя их на Христа и некоторых святых. А то и бывшие языческие боги превращались в христианских святых в своих функциях. Практические языческие ритуалы подменялись молитвами с просьбами об урожае, достатке, удаче в предприятиях и т.д. Именно через крестьянство в ортодоксальное христианство проник магический элемент, то есть непосредственное влияние на реальность путём каких-то ритуалов.

Однако, несмотря на все усилия, язычество не только долго сохранялось в культурной жизни Европы, но затем и обрело вторую и третью жизнь: сначала в первых ересях, вроде ереси катаров, а затем во времена Реформации в различных течениях и сектах. Естественно, что там уже были только языческие элементы и общий характер ересей и сект был христианским. Однако и само ортодоксальное христианство сохранило языческие элементы: начиная с праздников и заканчивая некоторыми образами святых, а также христианской мистикой.

-8

Вместо послесловия

Напрашивается удивительный парадокс. Пусть крестьянство в раннее Средневековье было безмолвно и угнетаемо, оно всё же играло основную роль в духовной жизни общества того времени. Именно сельская крестьянская культура сильно повлияла на дальнейшее развитие всей европейской культуры: от литературных идиллий, пасторали до незыблемых элементов языческого мировоззрения, которое сохранилось в современном христианстве.

Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.