Перед тем как вы прочтёте эту статью я хочу рассказать, что эта система была представлена научному обществу на всесоюзном собрании транспортников и получила высочайшую оценку, её окончание зал встретил стоя, хлопая автору, кто-то сравнил её с кровеносной системой страны. Москва, Казахстан и Крым выразили ещё на совещании, в Киеве, где оно проходило, начать работы для создания этой системы
СКОРОСНАЯ МОБИДЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА
I. - Эта система повлияла как на жизнь в СССР, так и в дальнейшем на всём мире.
«Танцевать от печки» - основных условий работы городского транспорта.
1. Среда использования: наземная, воздушная, подземная. Наземный транспорт – это все автомобили и общественный транспорт, бегающие по улицам наших городов и создающие транспортные проблемы. Воздушный транспорт в городе – это пока недавняя привилегия президента и премьер-министра; вряд ли и в будущем горожане смогут летать по воздуху в гости, даже продвинутый Запад саркастически относится к такой идее. Подземный транспорт – это реальность, по крайней мере, больших городов, а мы, в своем анализе рассматриваем как придел Москву, меньшие транспортные связи, как будет видно из дальнейшего, могут быть получены как части большого. (На утреннем полете из Нью-Йорка в Сан-Франциско: «Билл, к обеду мы у тебя будем»)
2. Энергия для движения: бензин, электричество. Я не открою большой секрет, если скажу, что бензиновый двигатель не экономичен. У владельцев «Жигулей» есть такая проба работоспособности его двигателя. Надо снять один провод зажигания со свечи и послушать, что получится. Если двигатель, содрогаясь в конвульсиях, продолжает работать, значит пока все в порядке. Если глохнет, то требуется серьезная регулировка, а то и капитальный ремонт двигателя. Следовательно, мощность одного цилиндра из четырех необходимо для обеспечения работы самого двигателя. Еще столько же мощности теряется в трансмиссии из-за обеспечения комфортных условий поездки. В общем, из сорока литров топлива, заливаемого в бензобак «Жигулей», лишь двадцать литров тратится непосредственно на езду, а остальное просто сжигается, нагревая атмосферу. Иными словами, главный загрязнитель в автомобиле не выхлопная труба, а радиатор. Только представьте, на сколько нагревается атмосферный воздух от сжигания в нем половины добываемой нефти в год. Выхлоп из трубы тоже делает свое грязное дело: смешиваясь с парами водяного пара он образует пресловутый смог, плотным одеялом накрывающий города и их окрестности, препятствующие рассеиванию излишнего тепла от автомобилей и нагрева земли солнцем. Это и есть «парниковый эффект», перегревающий океанские воды и создающий ставшими проклятием в последнее время метеокатаклизмы: наводнения в половине Европы, торнадо на половине Америки, ураганы в Москве и прочая.
Возникшие в последние годы электромобили тоже не решают проблему городского транспорта, так как, с одной стороны, это паллиативное решение предполагает наличие у него еще и бензинового двигателя – комплексная силовая установка, а с другой аккумуляторы чистого электромобиля едва обеспечивают его средний дневной пробег в годе. (Теперь они вероятно стали более мощными, но все недостатки сохранились. Т.К.) Но для зарядки аккумулятора, как и для их производства и утилизации так же требуются существенные потери в экологии города.
3. Загрязнители городской среды. Об экологии воздуха бензиновыми и электрическими моторами уже сказано в предыдущем пункте, здесь же необходимо добавить, что наличие избыточного числа автомобилей, парующихся по обочинам дорог, на временных стоянках и в местах постоянного хранения само по себе является загрязнителям и городской среды, мешающими нормальному функционированию в ней транспорта и комфортному проживанию жителей города.
4. Удобство использования. Основная идея автомобиля в том, что он может быть использован водителем здесь и сейчас, но, если в большом городе хранение автомобиля или его использование водителем разделено большими городскими расстояниями эта идея разрушается полностью. К тому же, взгляните на любую автомобильную пробку или на поток автомобилей, текущих по магистрали, не вооруженным глазом видно, что «удобный» автомобиль перевозит в лучшем случае одного-двух человек занимая место, которого бы хватило на десятерых. В этом главная причина призыва городских властей пересесть на общественный транспорт, ибо «удобство» для одного создает неудобство для всех других.
5. Провозная способность. В общем, современный городской транспорт не обеспечивает технических требований к транспорту будущего, округленно вырожденных заголовком статьи.
За несколько лет до Алемпиады-80 в Москве институту ВНИИ Транспрогрем с, в котором я работал Ученым секретарем и руководителем Проблемной лаборатории автоматического скоростного транспорта (ПЛАСТ) было поручено проработать вопрос об организации транспортного обслуживания Олимпийских игр. Задача была простой: памятуя о сложностях в метрополитене после окончания футбольных матчей на стадионе «Динамо» и в «Лужниках» необходимо было быстро «растащить» десятки тысяч зрителей со всех олимпийских объектов в разные районы Москвы. Для этого мною была предложена скоростная модульная транспортная система (СМТС), одобренная председателем Госплана СССР Н.К. Байбаковым, в дальнейшем транспортные системы запатентованы (Патент СССР)
модульность системы СМТС предполагалась выполнять из небольшого числа модулей (соответствующего назначения), из которых, подобно конструктору «Лего», можно создавать транспортные системы разнообразной величины и назначения: путевой структуры -1; рабочей платформы -2, пассажирского -3 и грузового салонов, -4 образующий транспортный модуль -5; система управления и автоматизации -6; система посадки и высадки пассажиров -7;почему наконец мы россияне сможем жить не в душных городах, а как наши предки опять жить в лесу у речки или на вольном просторе в степи, мы заново отстроим наши разрушенные сёла и деревни, по тому, что не важно где ты живёшь, приехать до ближайшего города или на работу времени займёт меньше часа, если это соседний город, то скорость: 200 км/час, если Путевая структура выполняется в эстакадном и тоннельном вариантах, наземный предусматривался, хотя и вариант не; мог быть легко получен из эстакадного варианта Виды путевой структуры транспортной системы «Олимп»
I. Транспортный модуль предлагалось разделить на рабочую платформу с силовой установкой, элементам движения и управления; пассажирская или грузовая кабина соединялась с ней при помощи быстроразъемных задвижек. С самого начала этой работы я планировал развить ее в дальнейшем в качестве будущей городской автоматической транспортной системы.
Путевая структура транспортной системы «Олимп», что бы не мешать существующему транспорту, предлагалось сооружать вдоль набережной Москвы реки, что очень удачно связывало все олимпийские объекты: Схема транспортной системы центр города («большая дверь», где формируется основной пассажиропоток), вправо – «Лужники» и Водный стадион в Крылатском; от «Лужников» перпендикулярно отходит эстакадная ветка по середине Мичуринского проспекта к Олимпийской деревне; влево от центра путевая структура уходит в Измайлово, где в это время началось строительство гостиничной комплекса. Как видим, данная система не коим образом не нарушала сложившуюся транспортную систему города, что позволяло отрабатывать на ней экспериментальные поездки с целью дальнейшего внедрения в городскую транспортную систему. При этом предполагалось, что дальнейшее развитие системы будет проводится в тоннельном варианте, сначала вдоль основных транспортных магистралей, при этом практически все станции метро остаются пересадочными узлами: сейчас – на автобусы и другие виды общественного транспорта, перевозящие пассажиров в спальные районы и вообще по городу; в будущем с соответствующей линией СМТС. В дальнейшем, по мере развития Единой городской транспортной системы, тоннели метро могут так же использоваться для движения модуля Тоннельный вариант СМТС выполняется по технологии хорошо отработанных коллекторных тоннелей, причем как видно из рисунка модульности системы в них по бокам и сверху остаются полости для прокладки городских электрических и иных сетей. В идеале, практически вся подземная часть транспортных магистралей, при этом практически все станции метро остаются пересадочными узлами: сейчас – на автобусы и другие виды общественного транспорта, перевозящие пассажиров в спальные районы и вообще по городу; в будущем с соответствующей линией СМТС. В дальнейшем, по мере развития Единой городской транспортной системы, тоннели метро могут так же использоваться для движения модулей СМТС, но это дальняя перспектива, которая здесь не рассматривается Подземная часть территории города оказывается покрытой сеткой мини-тоннелей с поворотными кругами в ее узлах.
О развитии системы метро, недавно озвученной С.С. Собяниным (Лицом к городу, СТС май 2013 планируется до 2020 года построить еще 15 км тоннелей метро. При указанном соотношении стоимости тоннелей), метро и микрометро - 1:10, можно построить, причем в более короткие сроки,150 км. системы СМТС, (что составляет почти половине всех тоннелей московского метрополитена. 305 км)
Особый интерес представляет транспортный модуль СМТС. Выше уже было сказано, что он разделен на две части – рабочую платформу и пассажирский или грузовой салон. Рассмотрим пассажирский салон типа общественного транспорта, салон позволяет «на ходу» менять салоны при постоянной работе рабочей платформы. Например, каждый горожанин может иметь свой персональный салон, оформленный по его вкусу – с рабочим столом, спальным местом, биотуалетом или свободно размещенными креслами для перевозки друзей или членов семьи. Согласитесь, что транспортное средство такого объема более выгодно, чем сегодняшние конуры автомобилей даже с модными прибамбасами.
Силовым агрегатом транспортного модуля, размещенного в его рабочей платформе, является гипермаховик, самоцентрирующиеся, что с одной стороны, позволяет модулю автоматически следуя по искривлениям путевой структуры, а с другой при свободном движении по дороге быть абсолютно маневренным, например, заезжать на парковку боком. Таким образом, транспортный модуль может двигаться свободно по путевой структуре, так и по дороге в автоматическом режиме, при этом возле левого переднего сидения имеется выдвижной пульт ручного управления. Автоматизм движения позволяет «сцеплять» отдельные модули в поезда различной длинны с целью увеличения проводной способности транспортной системы. В начале 80-ых годов прошлого века за рубежом было построено несколько десятков систем PRT (Peresonal Rapid Transit - Персональный, скоростной, транзитный), к которым относится так же система СМТС. Западные системы не получили развития главным образом по тому, что их одноместная «кабинка» не могла ездить по обычной дороге. В системе СМТС удачно использован транзитный проход модуля мимо остановочного пункта, если не одному из пассажиров не нужно здесь выходить. Для этой цели служат стрелочные переводы, для движения по скоростному пути, но и для съезда на обычную дорогу, повышающие экономичность и дающие возможность сделать перевозку пассажиров в такой системе бесплатной, другие возможности применения модульной системы, ее связь с существующими видами транспорта.
Многие из тех, кто привык к существующим видам городского транспорта и клятвенным обещаниям высших руководителей исправить неисправимое – их враждебные недостатки, прочитав эту статью, иронично хмыкнет – фантазия автора! Да, это моя идея, подкрепленная патентами СССР.
В Евангелие говорится, «В начале было слово, и слово было Богом и слово было Бог». … Внести описаний «слово» «идея» из основ сценария. Я думаю так. Но если кто не согласен, пусть попробует, с учетом факторов «печки», дать свое внятное видение городского транспорта конца нашего столетия. Не окажется ли он в ситуации аналогичной той, что на прогнозировали шутники из «Пересмешника» в отношении гужевой тяги к концу двадцатого века?
(Т.П. Следующий раз расскажу во-первых почему проезд по системе СМТС для всех граждан страны будет бесплатным иподальше, то 6оо км/час, ну а если соберёшься на Дальний Восток или наоборот, то 800 км/час, а может и 1200км/час) и всё это СМТС, но это дальняя перспектива, которая здесь в этой статье не рассматривается).