Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Памятник и судьба инженера Хагена, который сделал судоходство для Пиллау (Балтийска) безопасным.

На Русской набережной в Балтийске стоит памятник человеку, который внёс неоценимый вклад в развитие прусского Пиллау как «морских ворот», а реализацией своих идей повысил безопасность прохода через них, чему должны быть признательны и современные капитаны кораблей. Обидно только, что в большинстве своём коренные жители Калининградской области ничего не знают про этого выдающегося инженера. Будем исправлять ситуацию.

Балтийск, памятник Хагену, совр. состояние.
Балтийск, памятник Хагену, совр. состояние.

Готхильф Генрих Людвиг Хаген родился 3 марта 1797 года в Кёнигсберге. Он был сыном советника Фридриха Людвига Хагена и Хелены Шарлотты Альбертини, назван в честь деда по материнской линии Готхильфа Кристиана Реккарда – преподавателя теологии. Гены неминуемо должны были привести ребёнка в науку. Судите сами: один его двоюродный брат Эрнст Хаген был профессором эстетики и истории искусства, другой (Карл Хаген) – профессор политической экономики в Альбертине.

Но наибольшее влияние в детстве на юного Готхильфа имел дядя – Карл Готфрид Хаген, который работал профессором физики и химии в университете Кёнигсберга, был разнообразно образованным человеком, считавшимся одним из друзей Иммануила Канта. Карл в 1811 году стал сооснователем Ботанического сада Кёнигсберга, был активным участником прусской реформы образования Гумбольдта, вместе с астрономом Бесселем основал Кёнигсбергский архив естественных наук и математики и Минералогический музей. Его ум пригодился даже в России – Хаген был членом Академии наук в Санкт-Петербурге и оказал влияние на развитие русской педагогики.

Мемориальная табличка на монументе в Балтийске.
Мемориальная табличка на монументе в Балтийске.

После окончания школы, Хагена, поступившего в Кёнигсбергский университет, под личный педагогический присмотр взял лучший друг дяди – легендарный астроном Фридрих Вильгельм Бессель. Готхильф проявил тягу к физике, математике, геометрии. В 1819 году он сдал экзамен на геодезиста и получил, по тем временам финансово перспективный диплом «специалиста по строительному надзору», что позволило стать государственным служащим – несколько лет работал чиновником по строительству в Данциге (совр. Гданьск).

Балтийск, памятник Хагену, совр. состояние.
Балтийск, памятник Хагену, совр. состояние.

В 1826 году переведён в Пиллау (ныне – Балтийск) на должность инспектора по строительству порта и дамб. Как говорил сам Хаген: «это были мои самый счастливые и талантливые годы жизни». Уверен, что ровно тоже самое про этот период могли сказать и благодарные жители Пиллау. Ведь именно Хаген, для укрепления берега и улучшения безопасности судоходства, спроектировал и построил в морском городе гавань и южный мол из огромных валунов, скреплённых между собой железными якорями, песком и цементом. После этих работ фарватер входа в гавань оказался защищен от непогоды, а пролив избавился от проблемы размыва и обмеления. За такие достижения в 1881 году Хагену присвоили звание почётного гражданина Пиллау.

Памятник Хагену на Куршской косе, Литва.
Памятник Хагену на Куршской косе, Литва.

Он также произвел работы по остановке движения дюн. Этот опыт пригодился еще раз, когда его пригласили помочь с тем же вопросом на Куршской косе. Здесь он лично руководил озеленением дюн в Смилтене, а также внедрил метод укрепления берега, который позже применяли в Англии. В благодарность за избавление от смертельной опасности (известной под термином «песчаная катастрофа»), жители косы назвали его именем самую высокую дюну Смилтене и поставили памятник-стелу.

После таких профессиональных достижений в Пиллау и на Куршской косе, карьера Хагена пошла в гору. С 1869 году и до выхода на пенсию он занимал должность старшего государственного строительного директора Пруссии, в обязанности которого входила проверка крупных гидротехнических и портовых сооружений. В эти годы он спланировал и реализовал создание «первого германского военно-морского порта на Нефрите», который впоследствии стал называться Вильгельмсхафеном.

Параллельно с чиновничьей деятельность Хаген занимался научными работами и преподаванием в Берлинской строительной академии и Объединенной артиллерийско-инженерной школе, а также был лектором в прусском министерстве торговли. Наиболее известным его научным трудом считается сочинение «Об искусстве гидротехнических сооружений». В 1839 году экспериментируя с однородными вязкими жидкостями, вывел правило, которое сегодня известно, как «закон Хагена-Пуазейля».

Пиллау, Монумент после открытия.
Пиллау, Монумент после открытия.

Через три года после смерти талантливого учёного и инженера, 3 сентября 1887 года, на Русской набережной Пиллау был заложен камень в основание монумента Хагену. Памятник собрали из валунов, которые использовались при строительство той самой хагенской гавани и мола. На центральном камне установили бронзовый барельеф с портретом гидротехника, работы Люрсена. К монументу вела лестница, а рядом с композицией поставили каменную скамью.

Карта Балтийская с локацией памятника.
Карта Балтийская с локацией памятника.

В советский период памятник чудом сохранился, правда вместо портрета Хагена установили звезду, потом якорь. Монумент отреставрировали лишь в 2005 году, по инициативе 33-го Судоремонтного завода. В 2011 году памятник получил статус выявленного объекта культурного наследия.

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.