На Русской набережной в Балтийске стоит памятник человеку, который внёс неоценимый вклад в развитие прусского Пиллау как «морских ворот», а реализацией своих идей повысил безопасность прохода через них, чему должны быть признательны и современные капитаны кораблей. Обидно только, что в большинстве своём коренные жители Калининградской области ничего не знают про этого выдающегося инженера. Будем исправлять ситуацию.
Готхильф Генрих Людвиг Хаген родился 3 марта 1797 года в Кёнигсберге. Он был сыном советника Фридриха Людвига Хагена и Хелены Шарлотты Альбертини, назван в честь деда по материнской линии Готхильфа Кристиана Реккарда – преподавателя теологии. Гены неминуемо должны были привести ребёнка в науку. Судите сами: один его двоюродный брат Эрнст Хаген был профессором эстетики и истории искусства, другой (Карл Хаген) – профессор политической экономики в Альбертине.
Но наибольшее влияние в детстве на юного Готхильфа имел дядя – Карл Готфрид Хаген, который работал профессором физики и химии в университете Кёнигсберга, был разнообразно образованным человеком, считавшимся одним из друзей Иммануила Канта. Карл в 1811 году стал сооснователем Ботанического сада Кёнигсберга, был активным участником прусской реформы образования Гумбольдта, вместе с астрономом Бесселем основал Кёнигсбергский архив естественных наук и математики и Минералогический музей. Его ум пригодился даже в России – Хаген был членом Академии наук в Санкт-Петербурге и оказал влияние на развитие русской педагогики.
После окончания школы, Хагена, поступившего в Кёнигсбергский университет, под личный педагогический присмотр взял лучший друг дяди – легендарный астроном Фридрих Вильгельм Бессель. Готхильф проявил тягу к физике, математике, геометрии. В 1819 году он сдал экзамен на геодезиста и получил, по тем временам финансово перспективный диплом «специалиста по строительному надзору», что позволило стать государственным служащим – несколько лет работал чиновником по строительству в Данциге (совр. Гданьск).
В 1826 году переведён в Пиллау (ныне – Балтийск) на должность инспектора по строительству порта и дамб. Как говорил сам Хаген: «это были мои самый счастливые и талантливые годы жизни». Уверен, что ровно тоже самое про этот период могли сказать и благодарные жители Пиллау. Ведь именно Хаген, для укрепления берега и улучшения безопасности судоходства, спроектировал и построил в морском городе гавань и южный мол из огромных валунов, скреплённых между собой железными якорями, песком и цементом. После этих работ фарватер входа в гавань оказался защищен от непогоды, а пролив избавился от проблемы размыва и обмеления. За такие достижения в 1881 году Хагену присвоили звание почётного гражданина Пиллау.
Он также произвел работы по остановке движения дюн. Этот опыт пригодился еще раз, когда его пригласили помочь с тем же вопросом на Куршской косе. Здесь он лично руководил озеленением дюн в Смилтене, а также внедрил метод укрепления берега, который позже применяли в Англии. В благодарность за избавление от смертельной опасности (известной под термином «песчаная катастрофа»), жители косы назвали его именем самую высокую дюну Смилтене и поставили памятник-стелу.
После таких профессиональных достижений в Пиллау и на Куршской косе, карьера Хагена пошла в гору. С 1869 году и до выхода на пенсию он занимал должность старшего государственного строительного директора Пруссии, в обязанности которого входила проверка крупных гидротехнических и портовых сооружений. В эти годы он спланировал и реализовал создание «первого германского военно-морского порта на Нефрите», который впоследствии стал называться Вильгельмсхафеном.
Параллельно с чиновничьей деятельность Хаген занимался научными работами и преподаванием в Берлинской строительной академии и Объединенной артиллерийско-инженерной школе, а также был лектором в прусском министерстве торговли. Наиболее известным его научным трудом считается сочинение «Об искусстве гидротехнических сооружений». В 1839 году экспериментируя с однородными вязкими жидкостями, вывел правило, которое сегодня известно, как «закон Хагена-Пуазейля».
Через три года после смерти талантливого учёного и инженера, 3 сентября 1887 года, на Русской набережной Пиллау был заложен камень в основание монумента Хагену. Памятник собрали из валунов, которые использовались при строительство той самой хагенской гавани и мола. На центральном камне установили бронзовый барельеф с портретом гидротехника, работы Люрсена. К монументу вела лестница, а рядом с композицией поставили каменную скамью.
В советский период памятник чудом сохранился, правда вместо портрета Хагена установили звезду, потом якорь. Монумент отреставрировали лишь в 2005 году, по инициативе 33-го Судоремонтного завода. В 2011 году памятник получил статус выявленного объекта культурного наследия.