Здравствуйте, уважаемые читатели!
Технический прогресс не стоит на месте, поэтому всё больше и больше автомобилей выпускается с автоматической трансмиссией. Отдельные адепты механической коробки передач, конечно, же, остаются, однако вряд ли кто-то будет спорить, что при движении в городе автомобиль с АКПП значительно комфортнее с точки зрения его эксплуатации.
Также нужно отметить, что автомобили с современными классическими автоматическими коробками передач имеют режим, который называется по-разному (tiptronic, manual и т.п.), но суть у него одна и та же - это ручное управление АКПП. В этой статье хотелось бы обсудить, в каких ситуациях нужно его использовать.
Скорее всего, у читателей не появится вопрос: "Есть ли в АКПП моего автомобиля режим ручного управления?", но если он вдруг появился, то перед дальнейшим чтением можно ознакомиться со статьёй "Для чего нужны специфические режимы АКПП, обозначаемые буквой L или цифрами 1, 2 и 3?", ссылка на неё будет в конце этой заметки.
Движение в пробках
Любая современная автоматическая коробка настроена на максимальную экономию топлива. И в рамках решения данной задачи блок управления коробкой старается максимально "нащёлкать передачи вверх", т.е. повышать передачу при первой же возможности.
В итоге, при движении в пробках, где характер движения автомобиля прерывистый (ускорились, притормозили, остановились, ускорились и т.п.) АКПП буквально мечется в переключениях передач 1-2-3-2-3-2-1. Каждое переключение передачи - это износ АКПП. Не стоит, конечно, воспринимать это сильно буквально, но чем чаще переключаются передачи, тем существенней износ элементов коробки.
Поэтому при движении в пробках я использую ручной режим переключения передач. Если в пробке средняя скорость почти равняется нулю, то я принудительно выбираю вторую передачу и еду на ней. Это избавляет блок управления от подачи бессмысленных с точки зрения водителя команд по постоянному переключению передач.
Выезд из заснеженного двора
Как я уже выше писал, переключение на более высокую передачу осуществляется при достижении двигателем определённого числа оборотов. В случае АКПП Aisin в режиме Drive это, как правило, 1800 оборотов.
Теперь представим, что двор, в котором мы живём, занесён снегом и нам нужно выехать. Если мы просто поедем в режиме Drive, то при ухудшении сцепления с дорогой угловая скорость ведущего колеса (или колёс) будет увеличиваться, блок управления коробкой будет это воспринимать как увеличение скорости и не менее радостно будет повышать передачу. Для водителя это приведёт к тому, что колёса зароются в снегу и придётся идти за лопатой.
Поэтому, прежде чем начинать движение, переводим АКПП в ручной режим, выбираем первую передачу и на ней, тихонько, проезжаем заснеженный участок. В более старых АКПП даже есть специальный режим, который помечался либо снежинкой, либо словом Snow.
Движение с горы
Если судить по задним стоп-сигналам, то большинство водителей в затяжном спуске предпочитают замедлять автомобиль путём нажатия на педаль тормоза. В целом, в этом нет ничего плохого, но, например, если Вы на Алтае будете спускаться даже с Семинского перевала "на тормозах", то существует опасность отказа этих самых тормозов. Из-за перегрева.
Поэтому увидели спуск, перевели коробку в ручной режим. И зафиксировали ту передачу, с которой "въехали" на начало спуска, если дорога представляет из себя ровную прямую. Иначе говоря, автомобиль мы будем притормаживать не тормозом, а двигателем.
Другие мои статьи
Для чего нужны специфические режимы АКПП, обозначаемые буквой L или цифрами 1, 2 и 3?
Об аспектах использования мануального режима TipTronic у автоматической коробки передач Aisin автомобиля Volkswagen Polo Sedan
С уважением, Юрий (kua1102)