Найти тему

Екатерининские дни в Севастополе

Оглавление
    Фейерверки в честь Екатерины во время её путешествия в Крым. Картина неизвестного художника, конец XVIII века. Фото: Википедия
Фейерверки в честь Екатерины во время её путешествия в Крым. Картина неизвестного художника, конец XVIII века. Фото: Википедия

Севастополь был основан по велению императрицы Екатерины II в 1783 году. Через несколько лет государыня отправилась в беспрецедентное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие - Таврический вояж. Екатерина посетила многие города Крыма, а в Севастополе провела два дня. Целью ее визита была инспекция строительства Черноморской крепости и флота. Дни императрицы, проведенные в Севастополе, были насыщенными и яркими. Благодаря подробным записям современников мы можем пройти ее путь и взглянуть на дела минувших дней глазами императрицы.

14 июня 1783 г. на берегу Ахтиарской гавани был основан новый город - Севастополь. В этот день были заложены четыре первые городские постройки: дом для командующего флотом Фомы Мекензи, пристань, кузница в адмиралтействе и часовня св. Николая. В следующем году город указом Екатерины II получил название Севастополь. Помимо военного, в городе появился торговый порт. Началось строительство водопровода. А в мае 1787 г. императрица приехала в Севастополь.

Во время Таврического вояжа под Кременчугом к Екатерине присоединился австрийский император Иосиф, прибывший инкогнито под именем графа Фалькенштейна. Он сопровождал Екатерину до Феодосии, и многие события вояжа имели цель произвести впечатление на европейского монарха, чтобы о величии и могуществе Екатерины узнал весь мир.

    Путешествие Екатерины II по России. Фердинанд Мейс. Императорский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Фото: Википедия
Путешествие Екатерины II по России. Фердинанд Мейс. Императорский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Фото: Википедия

Встречай, Севастополь!

21 мая государыня прибыла в Бахчисарай, переночевала в ханском дворце, а утром 22 мая выехала в Севастополь. Екатерина обладала природным любопытством и любознательностью, поэтому, несмотря на долгую и тяжелую дорогу, она не поехала сразу во дворец, а останавливалась в окрестностях Инкермана для осмотра пещер, иссеченных в скалах.

В Севастополе для нее были подготовлены два роскошных дворца. Первый располагался в Инкермане, на почтовой дороге, проложенной через Мекензиевы горы. Туда государыня и прибыла 22 мая около двух часов дня, отобедала, осмотрела егерский полк и, оставшись довольной от увиденного, наградила подполковника Муратова бриллиантовым перстнем.

    Неизвестный художник. Екатерина II путешествующая в своем государстве. Фото: Википедия
Неизвестный художник. Екатерина II путешествующая в своем государстве. Фото: Википедия

От Инкерманского дворца была проложена дорога до Графской пристани, названной так в честь графа Марко Войновича. И дорога, и пристань находились в границах его имения. Интересно, что пристань ранее звалась Екатерининской, но название не прижилось.

По этой дороге на экипажах императрица прибыла на Графскую пристань, где ее уже ждали катера.

Флотские дела, день первый

Потемкин прибыл в Севастополь раньше императрицы и морем. Флот встретил главнокомандующего армией и Черноморским флотом салютом. Все суда салютовали по 15 выстрелов, на что адмиральский корабль ответил семью залпами. У Потемкина оставалось немного времени в запасе, чтобы довести встречу Ее Величества до идеала.

    Неизвестный художник. Портрет генерала-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического. Фото: timeout.ru
Неизвестный художник. Портрет генерала-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического. Фото: timeout.ru

А вот как описывается визит императрицы в «Записках севастопольского старожила», опубликованных в VII томе «Морского сборника» в 1852 г.:

«У этой пристани, к приезду Государыни, были приготовлены три катера, с вызолоченными внутри и снаружи широкими полосами, под светло-зелеными зонтами, у которых занавесы, как и подушки на катерах, были из зеленаго гарнитура, с золотыми бахрамами и кистями; ростры на катерах, покрыты были светло-зеленым гарнитуром. Выбранные со всего флота самые красивые и сильные люди в гребцы, были одеты в шелковыя белый рубахи, в круглыя белыя шляпы с перьями и с вызолоченными вензелями Ея Величества».

Погода в этот день была прекрасная, и на рейде был совершенный штиль. Когда катер императрицы подходил к флоту, был поднят штандарт (монарший флаг), и тотчас флаги, гюйсы и вымпелы на всех судах были приспущены и весь флот салютовал. Команды кораблей в парадных мундирах разошлись по реям и кричали «Ура!», а когда императорский катер поравнялся с кораблем «Слава Екатерины», флот вторично салютовал по 31 выстрелу.

    Российская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом. Худ. М. Иванов. Фото: Википедия
Российская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом. Худ. М. Иванов. Фото: Википедия

Когда катера вернулись к Графской пристани, начался салют с батарей, устроенных на Николаевском и Павловском мысе.

В 6 часов вечера императрица вернулась в Севастополь. На пристани ее встречала толпа народа, граф Войнович с капитанами кораблей и обер-офицерами. Государыня выслушала доклад о благополучии города и Черноморского флота. Допустила к руке контр-адмирала Войновича, капитанов Ушакова, Алексиaнo, Тизделя, Берсенева и многих штаб- и обер-офицеров.

После Екатерина отправилась во второй подготовленный для нее «дворец» - дом контр-адмирала Мекензи, который к моменту визита Ее величества уже умер. Дворец территориально располагался на месте современной городской Доски почета. Вот как описывает ее убранство современник в "Записках севастопольского старожила": "К приезду Императрицы, был приготовлен дом адмирала Менкензи, и по повелению князя Потемкина, его отделали внутри великолепно. Во всех комнатах, стены, понизу до окон, были обложены чистою столярною работою, из самаго лучшего ореховаго дерева, а выше окон покрыты малиновым и других цветов штофом, с богатыми шелковыми занавесами на окнах; полы устланы были, темнозеленым тонким сукном; комнаты все меблированы лучшею мебелью, зеркалами и люстрами. От самаго дворца до пристани, во всю ея ширину, был сделан деревянный помост, по обеим сторонам котораго, были железныя перилы (какия ныне у дворцоваго параднаго крыльца) со столбами, на коих висели блестящее фонари с позолотою; поэтому помосту и чрез пристань, до воды, разостлано тонкое синее сукно".

В городе не хватало мест для комфортного пребывания многочисленной свиты, поэтому сопровождающие расположились в палатках, разбитых вокруг дворца.

Город и корабли в этот вечер были иллюминованы.

    Екатерина II и Император Иосиф II в Крыму в 1787 году. Антикварная литография. Фото: Википедия
Екатерина II и Император Иосиф II в Крыму в 1787 году. Антикварная литография. Фото: Википедия

Литургия в часовне св. Николая

Часовню или Адмиралтейский собор святителя Николая заложили в центре Севастополя на улице Екатерининской. Сейчас это ул. Ленина и на этом месте стоит Дом офицеров флота. Строительство часовни шло быстро, работы были закончены уже в августе 1783 г., и часовню освятили во имя святителя Николая - покровителя моряков.

    Адмиралтейский собор св. Николая. Фото: ВК Ретро Севастополь
Адмиралтейский собор св. Николая. Фото: ВК Ретро Севастополь

В воскресенье, 23 мая, Екатерина II с Иосифом II и свитой в 10 часов утра выехала из своего дворца в часовню, дорога к которой была вымощена камнем и посыпана мелким песком, а по обеим сторонам дороги росли фруктовые деревья: сливы и вишни. В нынешних реалиях «выехал» звучит странно, ведь там рукой подать, три минуты неспешного ходу. Прибыв в часовню, Екатерина II отстояла литургию.

«Императорское место в церкви, по правой стороне, было убрано алым бархатом и золотым широким позументом, возвышенный пол был покрыт темно-зеленым сукном. В память своего пребывания императрица оставила в церкви букет шелковых редких цветов, полученных ею от посланника Мальтийского гроссмейстера, который пальмой и цветами приветствовал императрицу как победительницу Тавриды», - так описывается событие в «Записках севастопольского старожила».

    Вид с Южной бухты на Минную башню, музей Севастопольской обороны, Михайловскую церковь и собор св. Николая. Фото: ВК Ретро Севастополь
Вид с Южной бухты на Минную башню, музей Севастопольской обороны, Михайловскую церковь и собор св. Николая. Фото: ВК Ретро Севастополь

Флотские дела, день второй

После литургии императрица отобедала. При тосте за благоденствие Черноморского флота все суда, стоявшие на рейде, дали салют. Около пяти вечера государыня посетила корабль «Слава Екатерины» - также в сопровождении салютных залпов. На корабле ее встретил князь Потемкин, доложил Ее Величеству о благополучии Черноморского флота, после чего на корабле был поднят штандарт, на что флот незамедлительно ответил повторным салютом.

Екатерина осмотрела корабль, прошла по всем батареям, а потом с кормы начала изучать фрегат «Легкий». По команде фрегат снялся с якоря и под всеми парусами начал резать корму* адмиральского корабля, а его команда расположилась на вантах и кричала громкое «Ура!». Им отвечали музыкой.

После этого представления императрица, князь Потемкин, граф Войнович и император Иосиф отправились в Южную бухту. Разумеется, императорские катера шли под протяжные приветственные «ура», раздающиеся с судов, стоящих в это время на рейде, и салют флота из всех орудий.

Императрица осмотрела Южную бухту, потом Корабельную, и там катер пристал к пристани корабля «Слава Екатерины». Пристань была крепко обустроенная, на сваях, а рядом располагались корабельные казармы. Екатерина осталась довольна и вернулась во дворец.

    Стефано Торелли. Портрет императрицы Екатерины II. Фото: timeout.ru
Стефано Торелли. Портрет императрицы Екатерины II. Фото: timeout.ru

А в половине восьмого вечера бомбардирское судно «Страшный» начало палить из пушек по состоящему из башен и стен импровизированному городку, устроенному на Северной стороне, на мысе Сухой балки. Сейчас там находится причал Северной бухты, принимающий пассажирские суда, катера и паромы.

Пятая бомба, выпущенная со «Страшного», подожгла городок, и, когда пламя охватило его, множество ракет взлетели на воздух. На флоте традиционно зазвучало протяжное «Ура!» и корабли иллюминовались огнями.

Пора прощаться

24 мая государыня, пребывая в полном удовлетворении от увиденного, объявила свое монаршее благоволение графу Войновичу и всем штаб- и обер-офицерам, а низшим чинам пожаловала по рублю на человека.

Императрица пожелала успехов в дальнейшей кампании и продолжила вояж - отправилась из Севастополя на Байдары. Покидала город Екатерина под пушечную пальбу со флота и батарей.

Во время пребывания в Севастополе государыня повелела князю Потемкину составить план города, застройка которого предполагалась на высотах Корабельной бухты, в которой должны были быть доки и адмиралтейство. Но из-за смерти Потемкина в 1791 г. план не был реализован, и город начал строиться на том месте, где по первоначальному плану должна была быть купеческая сторона - в районе Артиллерийской бухты.

В 1792 г. гражданское население Севастополя насчитывало 246 человек. В городе работали 10 постоялых дворов и более 200 лавок и магазинов.

    Памятник Екатерине II был установлен к 225-летию города на бывшей Екатерининской улице, в нынешнем Екатерининском сквере. Памятник находится напротив часовни св. Николая. Фото: Архив КП
Памятник Екатерине II был установлен к 225-летию города на бывшей Екатерининской улице, в нынешнем Екатерининском сквере. Памятник находится напротив часовни св. Николая. Фото: Архив КП

* «Если командир входившего на иностранный рейд русского корабля знал о наличии в порту адмирала, то он обязательно должен был выполнить при постановке на якорь маневр, именовавшийся «срезанием кормы». Речь шла о проходе на повороте на полном ходу у самого адмиральского балкона. Особым шиком было не только не задеть флагманский корабль (а такие случаи бывали), но и ударить своим ноком (окончанием) реи о нок начальственного судна. Чем ближе корабль проскакивал от балкона, тем выше уважение и выучка команды. Если же подчиненный флагманской кормы «не резал», то следовало оправдательное объяснение причин столь возмутительного проступка. Наиболее веским оправданием была теснота, при которой опасный маневр мог привести к катастрофе с участием чужих судов». Н. Манвелов «Обычаи и традиции Российского Императорского флота».

Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram - там самая оперативная информация!

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 978 769-73-29. Телефон редакции: (8692) 99-95-12.

Автор: Валерия Черных