Каких только диковинок не создавал ранний российский автопром, рождавшийся на осколках Советского Союза. Место госзаказу уступила частная инициатива. Новые предприятия хоть и не могли составить достойную конкуренцию гигантам автомобильной промышленности, но безусловно вносили разнообразие на рынок, прямо скажем не пестревший изобилием. Впрочем, среди череды фирм, предлагавших всевозможные модификации советских машин и мелкосерийных «франкенштейнов», выделяется одна – «Март Лимитед». На фоне многочисленных проектов начала 90-х их концепт выглядел весьма многообещающе и солидно. В том числе и потому, что в его разработке участвовали солидные специалисты, а в основе модели первого российского суперкара должны были лежать технологии из сферы оборонной промышленности!
Заполучить их в те времена не составляло особого труда – предприятия ВПК остро нуждались в заказах, а в стране был тотальный дефицит товаров народного потребления. Таким образом, требовалась переориентация крупнейших заводов на гражданские нужды. Можно лишь представить себе, насколько сильно шокировал публику прототип отечественного гиперкара со смелым и звучным названием «Экстремист» (в оригинале – X-streаmeast, или ветер в Востока), появившийся в те непростые времена. Продемонстрировали его на выставке Автоиндустрия-92, и по своему невероятному внешнему виду и амбициям в конкуренты ему годился разве что McLaren F1, в том же году получивший своё серийное воплощение.
Руководство «Март лимитед» создавало свой амбициозный проект на деньги неизвестного частного мецената и всерьёз рассчитывало на то, что для постройки товарной версии им удастся заполучить технологии и производственные мощности советских оборонных заводов. Подобный ход мог также неплохо помочь и продвижению новинки – сотрудничество с военными предприятиями в ту пору говорило о серьёзности намерений и желании заказчиков довести дело до конца. Техническим директором проекта стал Александр Захаров, знакомый всей стране благодаря своим иллюстрациям, которые публиковались на последней странице журнала «За рулём».
Именно его перу принадлежит дизайн, компоновка и невероятно проработанная аэродинамика первого отечественного гиперкара. Как можно судить по внешним данным макета «Экстремиста», его «фишка» заключалась в минимальном коэффициенте лобового сопротивления встречным воздушным потокам и максимальной прижимной силе без применения антикрыльев. Отсюда и необычное оформление кузова будущего автомобиля – полное отсутствие переднего бампера, высокий 200-миллиметровый дорожный просвет в носовой части, массивный, похожий на авиационный, колпак кокпита и необычные обтекатели, прикрывавшие 17-дюймовые колёса.
Трудно представить, по каким дорогам 90-х годов мог бы проехать подобный транспорт, получи он серийное воплощение, максимально схожее с внешностью и компоновкой прототипа… Как бы то ни было, с точки зрения аэродинамических характеристик устроено всё было крайне грамотно: встречные потоки воздуха должны были свободно проходить под днищем гиперкара. Задняя часть кузова была выполнена по принципу перевёрнутого крыла, что давало потоку воздуха сильное ускорение, создавая тем самым область разряжения и генерируя сумасшедшую прижимную силу. При этом для грамотного направления воздушных масс по бокам создавались вихревые потоки. Кузов имел двухметровую ширину при высоте всего метр.
У претворения подобного технического решения в жизнь существовал и ряд сложностей. Первая была связана с выбором силового агрегата. Существовавшие автомобильные моторы в подобный кузов попросту не влезали, в результате чего разрабатывать для «Экстремиста» собственный двигатель взялись инженеры из НАМИ. Предполагалось установить в гиперкар 7-цилиндровый аксиальный мотор. Подобными двигателями комплектовались, в частности, торпеды, в которые из-за особенностей конструкции обычный двигатель также не помещался. В подобной силовой установке цилиндры располагаются по кругу в горизонтальной плоскости, наподобие барабана револьвера. Поршни в моторе данного типа, совершая рабочий ход, раскручивают вал отбора мощности, расположенный параллельно цилиндрам. В результате удаётся добиться весьма компактной цилиндрической конструкции.
Подобный автомобильный двигатель с индексом АР7.2 производства НАМИ даже успел пройти ходовые испытания на одной из моделей УАЗ. Для его установки в отечественный гиперкар в структуре кузова были предусмотрены каналы радиаторов охлаждения, расположенные на днище. А воздух для впуска «Экстремист» должен был забирать посредством большого воздуховода на крыше. При объёме в 4,6 литра 7-цилиндровый двигатель выдавал всего 180 л.с. мощности, которую специалистам из НАМИ позже удалось увеличить до 250 сил. Была и светлая сторона – максимальный крутящий момент агрегата оказывался доступен уже при 3000 об/мин.
Второй особенностью, на которую прямо повлиял авангардный аэродинамический облик российского гиперкара, стало оформление его салона. А он, к слову, был далёк от удобства. Во-первых, попасть внутрь можно было лишь через подъёмный «фонарь» кабины – прямо как у истребителя (и чем вам не военные технологии?). А водителю и пассажиру располагаться внутри предстояло, как об этом говорили сами авторы проекта, с «минимально допустимым уровнем комфорта»: сидя (или лучше сказать, полулёжа) в двух креслах, между которыми был смонтирован «компьютерный блок управления».
Технологически кузов представлял собой углепластиковый монокок, к которому сзади крепился подрамник мотора. В нём помимо каналов охлаждения двигателя находились ниши под установку топливных резервуаров, а перед задними крыльями планировалось разместить два багажных отсека по 100 литров каждый (что напоминает нам об аналогичном решении на McLaren F1). Ещё одной «фишкой» из сферы «оборонки» должно было стать наличие технологии нашлемного целеуказания. Подобному решению, применявшемуся в авиации, надлежало заменить собой приборную панель – все данные предполагалось выводить прямо на щиток пилотского шлема. В случае, если видимость на дороге оказывалась недостаточной, водитель мог задействовать «инфракрасный лазерный доплеровский локатор», выводивший данные о дороге впереди гиперкара прямо на дисплей шлема. Сегодня такое решение повсеместно применяется в люксовых авто, разумеется речь идёт о выводе данных на дисплей передней панели.
По маркам нынешнего времени запуск «Экстремиста» в производство должен был обойтись руководству компании в сущие копейки – называлась сумма в 500 000 долларов. Однако для России тех лет бюджет был более чем ощутимым. «Март лимитед» успели создать шоу-кар, после чего планировали построить ходовой прототип и вывести своё детище на дороги уже к 1995 году. Но то ли злой рок, то ли происки конкурентов не дали смелым планам воплотиться в жизнь… Сначала в пожаре сгорело всё оборудование и четыре автомобиля компании, а затем перевернулся грузовик, перевозивший макет первого российского гиперкара. А как вы думаете, смогли бы столь амбициозные планы отечественных инженеров и конструкторов реализоваться? И мог бы «Экстремист» составить достойную конкуренцию иностранным спорткарам тех лет?
#Экстремист #Xstreаmeast #суперкар #гиперкар #концепткар #оборонныетехнологии #впк #аксиальныймотор #российскиеавтомобили #отечественныйавтопром #российскийавтопром #автоистория #автомобильная_история_от_Maxxis