Новое зарубежное слово, которое сейчас так часто звучит в СМИ, разговорах между родителями и детьми, на педсоветах и родительских собраниях - буллинг.
Давайте приведём аналогии, выявив ассоциации трактовки слова на русском языке. Так сейчас принято и, кстати, очень верно.
Итак, буллинг - это
- унижение словесное, переходящее в физическое,
- высмеивание индивидуальных особенностей по признаку не так, как у всех,
- выведение человека на эмоции в публичном пространстве, неважно - воочию или через социальные сети, главное в этом деле - все на одного и как можно сильнее, болезненнее, как говорится "задеть за живое",
- самоутверждение себя как личности (это уже про гнобящего) либо по половому признаку, а иногда по статусности родителей, чтобы проявить своим бахвальством свою уникальность (что обычно бывает напускным).
Причин множество. К ним относится
- асоциальное воспитание, вседозволенность, деформированные ценности в семье,
- поведенческая распущенность,
- острая фаза возрастного кризиса (10-12 лет - личностного самоопределения, 13-15 - полового самоопределения, 16-17 - профессионального самоопределения протекает у каждого в своё время созревания),
- заниженная (жертва) или завышенная самооценка (преследователь), данные роли черпаются из деформации в семье по типу модели поведения согласно треугольнику Карпмана,
- страхи,
- низкий или высокий уровень интеллекта,
- физические недостатки или достоинства,
- домашняя вседозволенность (маминькин сынок).
В этом случае родителю нужно начать с себя, проанализировав деструкции в стилях и способах взаимодействия в семье и в частности с ребёнком.
Самому школьнику следовать пятиступенчатой модели противодействия буллингу и научиться защищать свои личные границы.
Цель: остановить нападающего в перепалке.
Подготовительная работа: потренироваться дома перед зеркалом для самоанализа и отработки уверенности в себе.
Инструкция:
1. Сохранять спокойствие, зная, что любая эмоция в мимике, жестах и голосе будет рассматриваться преследователем, как победа и буллинг будет возрастать по фазе подавления и напряжения. Для этого нужно смотреть либо в лоб обидчику либо поверх его головы, выбрав любой предмет за нападающим.
2. Сменить фокус внимания и переключиться с эмоций в мысли, посчитав до 10 медленно, сделав глубокий вдох и медленный выдох.
3. Перейти под любым предлогом в более людное место, чтобы внешняя сторона была в фокусе внимания окружающих.
4. Набраться уверенности, встать на расстоянии вытянутой руки от обидчика и твёрдым голосом заявить, о том, что хватит, подобрав слова или фразу из домашней заготовки.
5. Поделиться ситуацией с родителями, друзьями, психологом - т.е. теми людьми, к которым есть доверие. Главное в этом вопросе снять напряжение и обратить внимание на самого себя в части проработки уверенности и личных границ.
Ваш психолог, Катерина Агафонова
Автор: Агафонова Екатерина Анатольевна
Психолог, Преподаватель
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru