Найти тему

"Дрожь земли": что делать, если тревожно от звонков и "зумов"

Если на созвонах обычно вы – верхний справа, то читайте до конца
Если на созвонах обычно вы – верхний справа, то читайте до конца

Несколько лет, начиная со студенчества, я проработал в международной компании на должности менеджера проектов, а затем руководил дизайн-командой, с которой мы выполняли заказы для разных клиентов. Работа была сопряжена с большим количеством звонков по скайпу/зуму/телефону: с командой, руководителем, заказчиками, потенциальными инвесторами и т.д. Время от времени я испытывал тревогу перед звонками, и решил разобраться в этом вопросе.

Я понял, что есть два распространённых случая возникновения страха у исполнителя перед встречей или звонком с клиентом/заказчиком:

  • Если встреча первая, условия не оговорены или со стороны заказчика сменился ответственный – в таком случае страх объективен и пройдет по мере увеличения опыта исполнителя, а также возникновения новых встреч с этим заказчиком.
  • Если встреча уже далеко не первая, а сердце бьется чаще каждый раз от слов заказчика/руководителя/партнера: «есть 5 минут созвониться сегодня вечером?», – то тут уже проблема серьезнее.

Когда страх перед встречами или звонками присутствует даже в процессе проекта, значит скорее всего вас, как ответственного за проект или задачу, беспокоит совсем не встреча, а что-то из следующих причин:

  1. Согласились работать не тех условиях, которые вам не по душе, но вы боитесь об этом сказать, так как можете потерять работы/проект/клиента.

    Возможное решение: если проект не на большой срок, и есть возможность после его завершения сменить профиль работы – доведите проект до конца, а затем объясните, что больше пользы вы принесете в другой сфере, нежели в текущей.

    Если вы работаете на себя – возможно надо будет перезаключить договор или прекратить работу с клиентом.

    Если же проект долгосрочный, не стоит ждать усугубления ситуации, – обсуждайте с руководителем/клиентом новые условия, а затем исходите из результатов этого обсуждения.
  2. Взялись за задачу, не до конца разобравшись в теме, например – вам предложили руководить проектом по разработке сайта компании, а вы постеснялись признаться о своей некомпетентности или попросить увеличить сроки проекта, и согласились;

    Возможное решение: если вы понимаете, что нужно лишь немного подтянуть конкретные знания – попробуйте сделать это параллельно с работой над проектом, тогда это лишь укрепит ваши навыки как профессионала.

    Если же "пробел" в знаниях мешает вам общаться с клиентами, увеличивает сроки или снижает качество работ – обсудите возможность прикрепить помощника, увеличить сроки, пройти обучение или сменить проект. Если вы работаете на себя – скорее всего, придется аккумулировать силы и довести проект до конца.
  3. Ваши границы систематически нарушаются слишком поздними/ранними встречами, новыми условиями в работе, которые не обговаривались, например – меняются сроки проекта, добавляются задачи, сдвигается срок проекта или меняется оплата.

    Возможное решение: Заключать подробный договор, а лучше – сделать шаблон, который можно сразу отправить заказчику. Если речь идет о работе в компании – обсуждайте то, что вы хотите поменять во взаимодействии с коллегами/руководителем.

    Если не помогло – ... знаете сами =)
  4. Собеседник ведет разговор в манере, которая кажется вам неподходящей, перебивает или выставляет вас дураком.

    Возможное решение: в таком случае стоит предупредить человека о том, что подобное общение не приемлемо, и, если проблема не решилась, сразу же прекратить взаимодействие. Токсичность разрушает не только рабочие процессы, но и внутренний баланс человека.
  5. Вы знаете, что собеседник будет давить или манипулировать в разговоре, но почему-то не можете пресечь это в нужный момент.

    Возможное решение: если есть возможность, попросите кого-то из более опытных коллег помочь присутствием на переговорах (если это в рамках разумного) или отрепетировать разговор заранее, возможные ответы на вопросы "с подвохом".

Помните, что страх встречи пройдет, когда будет найдена причина, и у вас не будет повода переживать за ее исход.

В любом случае – разберитесь, что вас не устраивает и обсудите на отдельной встрече с клиентом/руководителем эти условия, попросите перенести время встречи, сменить манеру разговора или изменить размер оплаты.

Важно понимать, что иногда после обсуждения условий клиента/проект можно потерять, – но в долгосрочной перспективе вреднее продолжать работу в некомфортной атмосфере, чем один раз сменить проект/клиента/работу.

А вообще старайтесь сразу обсуждать все комфортные для вас условия и не идти на компромиссы там, где не готовы, а также заключайте договор со всеми условиями заранее.

Успехов!