Есть в самом звучании слова "каравелла" что-то волнующее и завораживающее, поэтому одному из 15 вариантов ОГЭ по русскому языку я дала название этого парусного судна.
2. Синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Караве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. (2)Существовало два варианта каравеллы: двухмачтовая каравелла-латина с диагональными парусами и трёхмачтовая каравелла-редонда с прямым парусным вооружением. (3)Характерной чертой каравелл является длинный полуют – высокая надстройка на корме. (4)Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, хотя в эпоху Великих географических открытий каравеллы играли уже второстепенную роль. (5)В походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана главная роль отводилась эскадрам, состоящим из каракк – парусных судов, отличительной чертой которых была «луковичная» форма корпуса, затрудняющая абордаж.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 простое, осложнено обособленным приложением.
2) В предложении 2 есть обобщающее слово при однородных членах.
3) В предложении 3 сказуемое составное именное.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным уступки.
5) В предложении 5 две грамматические основы.
Ответ: _____________________________
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В один из своих приездов в Леге (1) я остановился перед лавкой (2) на окне которой (3) была выставлена модель парусного судна (4) изображавшая каравеллу времен Васко да Гама. Это была одна из тех вещей (5) интересных и ненужных (6) которые годами ожидают покупателя (7) пока не превратятся в неотъемлемый инвентарь самого помещения (8) где вначале их задумано было продать. Осмотрев маленькие паруса (9) важную безжизненность палубы (10) впитав всю обреченность этого карлика-корабля (11) я решил (12) что каравелла будет моя.
Ответ: _____________________________
4. Синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «парусное судно», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1. КАРАВЕЛЛА – написание первой безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением.
2. (В) ПОРТУГАЛИИ – существительные на -ИЯ имеют в предложном падеже окончание И.
3. РАСПРОСТРАНЁННЫЙ – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.
4. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ – сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе сочинительного словосочетания.
5. НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Е.
Ответ: _____________________________
Текст и послетекстовые задания можно найти здесь:
Сборник "Мачты и паруса" можно увидеть на виртуальной полке виртуального книжного магазина
Один из уже опубликованных в нём вариантов можно найти здесь: