Хамелеон – гений маскировки. Только отважные люди заводят дома хамелеона – его трудно разглядеть: он сливается со стеной, креслом, диваном. Высока вероятность сесть, стать, а то и лечь на него. Он одновременно прячется от опасности, подвергает себя другой и усложняет вашу жизнь.
У любого человека может быть потребность слиться с ландшафтом, прибиться к стае, войти в группу. Плохо, когда эта потребность перерастает в манию или профессию. Н.А.Некрасов так писал о Ф.В.Булгарине:
Он с французом – за француза,
С полякОм – он сам поляк,
Он с татарином – татарин.
Он с евреем – сам еврей,
Он с лакеем – важный барин,
С важным барином – лакей.
Чтобы оказаться в группе, входить в неё вовсе не обязательно, можно просто громко заявить, что ты принят в эту группу. Для этого и используется отождествление – действие, в процессе которого человек меняет «я» на «мы», «мы» придаёт особое значение и объявляет, что он не самостоятелен, а член определённого коллектива. Этот процесс противоположен дистанцированию.
Используют для отождествления, как написал К.Бальмонт,
Слова-хамелеоны,
Они живут спеша.
У них свои законы,
Особая душа.
Они часто вообще никак не связаны с реальностью. То есть выдуманной может быть и группа, и факт принадлежности к ней. Это высший пилотаж вранья.
Принадлежность к любой, широкой или узкой, группе выражается самыми разными способами. От небрежно брошенного: «Я знаком с дядей Васей с третьей автобазы», – до вполне официального: «Вот мой партбилет».
Человеку свойственно держаться за группу. Так ему уютнее, безопаснее и спокойнее. Об этом говорит чёрт в одной из песен А.Галича:
И что счастье не в том, что один за всех,
А в том, что все— как один!
Единое монотонно мычащее «мыыыы» превращает даже самобытный народ в безликое стадо. Вброс его в коллективное сознание – один из наиболее успешно реализованных проектов коммунистической пропаганды. «Мы наш, мы новый мир построим», – звучало над страной и превращало людей в убийц. И сейчас сохранилась масса последователей.
С безликой массой себя отождествлять не стоит. Следует избегать говорить за всех. Человек так поступает по разным причинам.
- (1) Он прячется за толпу, чем снимает с себя ответственность, стягивает её, как грязные туфли, растворяется в коллективном, безличном, а потому безнаказанном и неподсудном аморфном скопище лишённых собственной воли скотов: «Я не один такой, мы все такие. Я не один грабил и убивал, мы все это делали». Он прячется за мнимую коллективную ответственность.
- (2) Он включает себя в ряд, который его продвигает, позволяет стать успешным.
- (3) Он показывает отсутствие образования, потому что это типичное ложное обобщение.
- (4) Он демонстрирует нестабильность своей больной психики, которой законы логики не писаны.
Но во всех случаях отождествления человек рискует оказаться смешным. Потому что добровольно отказывается от самостоятельности и натягивает на себя чужую заношенную одежду. А она, как правило, либо широка в плечах, либо узка в бедрах. Вот и становится человек похож даже и не хамелеона, а на обыкновенное огородное пугало, которого даже вороны не боятся.
Сильно пьющий капельдинер в приступе моральной часотки восклицает: «Мы, русские – Чудовища, которые спали, а сейчас проснулись и увидели себя в зеркале <…> А она <правда> в том, что мы, россияне, ничего не можем предложить миру, кроме ненависти и страха <…>». Здесь всё ложно: и заспанные опереточные русские перед зеркалом, и их характеристики, и принадлежность к ним.
Аналогично поступает тётя одного из персонажей фильма «Старый новый год»: «Мы, старые работники культуры», – веско бросает она.
Вам будет интересно:
Слон и Моська, или Антитеза
Кот в сапогах, или Основная тема
Козёл в огороде, или Внутреннее противоречие
Крокодильи слёзы, или Чтение в сердцах
Гусь свинье не товарищ, или Мнимая аналогия
Сталкивались ли вы с такими случаями? Как их оцениваете? Поделитесь примерами? О чём ещё хотите узнать?