Идет очередное заседание в суде по уголовному делу. И вот я слышу, вопрос прокурора потерпевшим:
- А в чем заключается моральный вред, причиненный вам?
Что ответило бы большинство людей, потерявших близкого человека, больше года переживавших, что человек, убивший их близкого не привлечен к какой-либо фактической ответственности. Даже мера пресечения у него смешная – запрет определенных действий, что означает, что ему лишь запрещено общаться с потерпевшими и свидетелями, посещать место преступления. В остальном он свободен.
Уверен, что большинство людей такой вопрос погрузил бы в ступор.
- А разве так не понятно? Факты ведь налицо!
Но в этот раз потерпевшие – мои доверители. А потому подготовлены. Они знают, что ответить ведь я с ними проговорил это еще на предварительном следствии. Все уже записано в протоколе допросов, хотя следователю это и не было нужно. Это было нужно стороне потерпевших. На будущее, чтобы быть готовым ответить на вопрос прокурора и суда о моральном вреде.
В суде нужно соблюдать формальную сторону процесса и, если заявлен иск, его нужно обосновать. В делах об убийстве основную часть иска составляет именно моральный вред. А что еще можно взыскать? Деньгами человека не вернешь. Как возместить те часы и дни общения с живым человеком, которого уже нет?
Закон формален, тем более в России. Каких-то десять лет назад в качестве возмещения морального вреда за убийство родственника можно было взыскать лишь 50000 рублей. Сумма поистине смешная, по сравнению с потерей.
В последнее время практика меняется. Взыскать в возмещение морального вреда можно уже несколько миллионов. На мой взгляд даже такие суммы не достаточны.
Проблема в том, что Российское законодательство не содержит четких критериев определения размера причиненного морального вреда. Есть лишь общие фразы о моральных и нравственных страданиях. При этом, зачастую моральный вред воспринимается больше, как результат перенесенных физических страданий. Если получил травму, терпел боль, долго лечился, перенося болезненность и неудобство значит страдал и морально.
А если болезнь еще только впереди? Если крепость человеческого организма еще не подорвана. Сейчас человек переживает, не спит по ночам, думает почему происходит такая несправедливость, когда одного человека уже нет, а виновный спокойно живет и даже не особо ограничен в своих правах.
В этом случае и надо проговаривать все на словах. Объяснять суду, рассказывать, что и как потерпевший переживал и переживает до сих пор. Насколько гибель близкого глубоко ранила. Насколько большой является потеря и в чем она заключается. Только в этом случае судья проникнется и определит максимально возможный, по его мнению, размер компенсации морального вреда. Кстати, тут вы и помощь суду определенную окажете, ему будет что внести в приговор в обоснование размера удовлетворяемых требований.
И тут-то и выходит на первый план роль представителя потерпевшего. Суд и прокурор равнодушны к тому, чтобы с виновного взыскали как можно больше. Они творят правосудие – назначают наказание.
Получить компенсацию морального вреда – проблема потерпевшего и помогать ему в этом особо никто не будет, только формально.
Только представитель потерпевшего задаст вопросы, которые раскроют всю глубину и силу потери и переносимых переживаний. Никто другой этим заниматься не будет!
Можно попробовать сделать это самостоятельно, но это непросто. Во-первых, обстановка в суде непривычна для обычного человека. Во-вторых, сформулировать правильные вопросы надо еще постараться. В-третьих, надо не растеряться в суде и сказать все, что нужно. А желательно и побольше.
Потому настоятельно рекомендую вам если в вашей семье несчастье, и вы стали потерпевшими по уголовному делу не экономьте на расходах на представителя потерпевшего.
Часть затрат будет вам возмещена по приговору. Остальные затраты окупятся в размере удовлетворенного иска, по обоснованному иску компенсация будет больше гарантировано.
________________________________
P/s. Приходилось ли вам когда-нибудь обосновать причиненный вам или вашим родственникам моральный вред?
Или слышали такие истории от знакомых.
Поделитесь пожалуйста в комментариях.
_________________________________
Я работаю в Екатеринбурге, Москве и С-Петербурге и если вам нужна помощь по наследственному делу, вы можете написать или позвонить мне на WhatsApp по номеру +79521494613 и получить 15-минутную консультацию с предварительной оценкой вашего дела.