Найти тему
280,7K подписчиков

Кто виноват в расколе Германии?

1,8K прочитали

Рефлексия по поводу раскола Германии была достаточно популярным и болезненным сюжетом среди немцев в годы «Холодной войны». Официальная позиция ФРГ, особенно в 1950-х и 1960-х гг., исходила из того, что в расколе виноваты исключительно «русские оккупанты», которые захватили и незаконно удерживают восточные территории (https://t.me/stahlhelm/2477) Германского Рейха.

Однако с 1960-х гг. на волне пересмотра частью общества прежних «традиционных» официальных нарративов (включая степень ответственности немцев за преступления нацистов), стала популяризироваться точка зрения, что история с расколом Германии куда более сложная, и винить во всём один только Советский Союз – сильно упрощать реальность.

К критике официального нарратива присоединился и публицист Себастьян Хафнер. У нас он известен, прежде всего, по переведённым книгам «Некто Гитлер» (где разбирает политико-психологический портрет фюрера) и «История одного немца» (где описывает свою жизнь либерального немца в нацистской Германии 1930-х гг.). Но вообще Хафнер был плодовитым автором, написал много исторического научпопа (например, биографию Черчилля и краткую историю Пруссии), среди которого теме раскола Германии посвящена книга «Самоубийство Германской империи».

Первая половина книги посвящена достаточной сомнительной концепции, будто Гитлер осознал крах своей завоевательной политики уже после провала под Москвой в декабре 1941 г. и воевал дальше исключительно ради того, чтобы столкнуть лбами СССР и Запад в надежде присоединиться к последнему. Якобы даже Арденнское наступление Гитлер запланировал именно ради того, чтобы показать западным Союзникам свою силу и вынудить их взять нацистскую Германию в альянс против СССР. Всё это кажется додумыванием «многоходовочки» задним умом и приписыванием «тайной ложе» того, что куда вернее объяснить «явной лажей».

А вот вторая часть книги выглядит куда более интересной. Прежде всего Хафнер исходит из того, что Германский Рейх продолжил (https://t.me/stahlhelm/2693) своё существование после 1945 г. в виде четырёхстороннего кондоминиума (https://t.me/stahlhelm/2690) великих держав. Несмотря на отдельные зоны оккупации, верховную власть над всей Германией в целом осуществлял общий Контрольный совет. Его существование казалось залогом воссоздания будущей независимой единой страны.

Однако этому помешали американцы. С определённого момента американское руководство взяло твёрдый курс на интеграцию Германии в западные военно-политические и экономические структуры и не собиралось идти ни на какие компромиссы, даже если бы ценой этому стал раскол немецкой нации.

Но что поражает Хафнера, так это то, что значительная часть самих западных немцев согласилась на такой расклад. Крича о границах 1937 г. и едином немецком национальном государстве, «весси», по мнению автора, саботировали все предложения по компромиссному объединению, исходившие с Востока. Когда в июне 1947 г. в Мюнхене в первый и в последний раз собралась общая конференция премьер-министров всех – и западных, и восточных – немецких земель, восточные премьеры выступили с инициативой сформировать общую центральную администрацию для всей Германии. Их западные коллеги отказались, и на этом конференция закончилась. Все последующие «восточные» инициативы по созданию единой нейтральной демократической Германии – и «Ноту Сталина» (https://t.me/stahlhelm/3018) 1952 г., и восточногерманские предложения о «Конфедерации» в конце 1950-х гг. – Запад неизменно отклонял.

Рефлексия по поводу раскола Германии была достаточно популярным и болезненным сюжетом среди немцев в годы «Холодной войны». Официальная позиция ФРГ, особенно в 1950-х и 1960-х гг.

Фактически в деле сепарации и милитаризации Западная Германия была пионером, тогда как Восток неизменно пребывал в положении «догоняющего». ФРГ была провозглашена в мае 1949 г., а ГДР – лишь в октябре. ФРГ создала Бундесвер и вступила в НАТО в 1955 г., а ГДР создала Фольксармее и вступила в ОВД лишь в 1956 г.

ГДР смогла перехватить сомнительную пальму первенства в деле радикализации раскола лишь в 1961 г. с возведением «Берлинской стены» (которая официально называлась «Антифашистским оборонительным валом»). Но до этого момента на протяжении 15 лет, по мнению Хафнера, именно Запад, а не Восток провоцировал и усугублял раскол.