Найти тему
Честный иван-чай

Приготовление копорского чая в XIX веке. Изучаем источники

Часто встречается информация, что иван-чай был до революции широко распространённым и всенародно любимым напитком, экспортировался за рубеж, поставлялся к царскому столу и т.п., и при этом рецепты его приготовления не сохранились.

Это не так.

В данной статье мы рассматриваем 13 печатных источников дореволюционного периода, которые проливают свет на технологию приготовления копорского чая в те отдалённые времена.

Если вы верите в романтическую версию истории иван-чая и не знаете о том, что раньше он использовался для подделки китайского чая, для вас эта статья станет культурным шоком.

Мы будем двигаться из настоящего в прошлое, в обратном хронологическом порядке, от самых молодых изданий к самым старым. Поехали.

Первая наша остановка - 1909 год, четвёртое издание книги «Простейшие способы исследования и оценки доброкачественности съестных припасов, напитков, воздуха, воды, почвы, жилищ, осветительных материалов и проч.»

Автор - П.О. Смоленский, военный врач, автор нескольких исследований о гигиене и санитарии. Книга была широко известна в медицинских кругах России и была переведена на французский язык.

Ознакомимся с текстом. Технология производства в нём описана следующим образом:

Из посторонних растений у нас чаще всего примешиваются к чаю листья кипрея […]. Листья эти собираются […] преимущественно осенью, и сушатся на чердаках и в сараях. Высушенные листья обвариваюся в кадках кипятком и затем, когда они достаточно разопреют, перекладываются и перетираются с чернозёмом или болотной землёй, после чего они буреют и лучше скручиваются. Высушенные затем в жарко натопленной печи листья просеиваются для удаления излишка земли и перетираются для придачи им вида натурального чая.
П.О. Смоленский, Простейшие способы определения…, стр. 369
П.О. Смоленский, Простейшие способы определения…, стр. 369

Ого, листья собирали осенью? А потом распаривали их в кипятке? Да ещё и перемешивали с чернозёмом? Нет, не может такого быть. Наверное, это какая-то неправильная дореволюционная книжка. Посмотрим, что в других.

-3

«Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Том 3. Озёрная область». Уже сама книга представляет немалый интерес - это богато оформленное и щедро иллюстрированное издание из многотомной серии, выпускавшейся в 1899-1914 годах. В наши дни все экземпляры первого издания признаны в России культурной ценностью. Описанная в третьем томе Озёрная область включает в себя Псковскую, Новгородскую, С.-Петербургскую и Олонецкую губернии. В книге 456 страниц.

Обратим внимание: редактированием книги занимались географы Вениамин Петрович Семёнов и его отец Пётр Петрович Семёнов - тот самый знаменитый путешественник, который вскоре получил от императора приставку «Тян-Шанский» к своей фамилии, а также историк и этнограф, академик Владимир Иванович Ламанский - всё это люди первой величины в российском научном мире начала XX столетия.

Что же в ней сказано о копорском чае?

В том же Лужском уезде (в Красногородской и Бельско-Сяберской волостях), а также и ещё кое-где на юго-западе Петербургской губернии довольно развит весьма оригинальный, хотя и незаконный, промысел - сбор «копорского чая», продолжающий здесь существовать несмотря на преследовния местными властями. Копорский чай приготовляется из листьев медуницы и иван-чая, из коих первая собирается весной, а последний осенью; обработка чая (обварка его, перетирание с землёй, сушка и просеивание) производится глубокой осенью и весной. С наступлением распутицы, осложняющей контроль, чай этот через мелких скупщиков и барышников, чаеторговцев идёт в Петербург, Москву и заграницу; его берут многие чайные торговцы как мелкие, так и крупные; по цвету настой копорского чая ничем почти не отличается от китайского, а по вкусу напоминает плохой китайский чай. В названных волостях Лужского уезда к концу 80-х годов «чайным промыслом» занималось около 100 дворов, причём средняя выручка двора определялась в 30 р.; промысел этот, по-видимому, распространяется.
Оригинал текста 1900 года
Оригинал текста 1900 года

Нетрудно заметить общие черты в обоих описаниях технологии приготовления копорского чая: обварка листьев в кипятке, перетирание их с землёй, сушка и просеивание, Отметим, что в конце абзаца приведено указание на источник сведений - «Субботин». Запомним это и двинемся дальше в прошлое.

-5

Следующий источник - журнал «Наблюдатель», № 11 за 1894 г., а именно статья В. Швецова «Фальсификация пищи и напитков и меры борьбы с нею».

Хотя автор не дал прямых ссылок на материалы, которыми он пользовался при подготовке статьи, вся работа пестрит фамилиями учёных и медиков, на мнения которых он ориентировался. Вопросами, связанными с подделкой чая из упомянутых занимались двое - профессора А.А. Вериго, с которым автор встречался лично, и А.В. Пель, выступавший с лекциями «Фальсификации и меры борьбы с ними».

Копорская технология в источнике описана кратко:

Высушенные листья обваривают кипятком и, когда они разопреют, перекладывают и перетирают с чернозёмом и болотною землёю; от содержащихся в ней кислот «чай» делается бурым, после чего его сушат в жарко истопленной русской печи.
Наблюдатель, №11, 1894, стр. 81
Наблюдатель, №11, 1894, стр. 81

И вновь те же ключевые моменты производства: сушка, обварка кипятком, перетирание с землёй, снова сушка.

-7

Ещё один источник того же 1894 года - текст выступления доктора Владимира Арнольдова «Один из образцов фальсификации чая в Казани».

Уже несколько лет эта лекция находится в нашем списке разыскиваемых источников и её полный текст остаётся для нас недоступным. Но совершенно нежиданно, прямо во время написания данной статьи, несколько страниц из этой брошюры были опубликованы в сообществе ВКонтакте «Чай от Капорочки», за что мы выражаем нашу глубокую и искреннюю признательность. Поможем распространению правды об иван-чае вместе! И надеемся увидеть новые интересные источники.

К великому сожалению, фотокопии текста сильно попорчены наложенным на них своеобразным «водяным знаком», совершенно непрозрачным и делающим невозможным прочтение отдельных фрагментов. Но все основные интересующие нас сведения доступны, а благодаря возможности сравнить этот текст с другими источниками, нетрудно представить его первоначальный вид:

Сбор иван-чая бывает два раза в год, весною и осенью. Высушенные листья кладут в кадку и обваривают кипятком; для того, чтобы они л[учше обвар]ились, бросают туда докрасна раскалённые кирпич[и. Когда листья] достаточно разопреют, их вываливают в ко[рыто…перетир]ают здесь с чернозёмом; после этого сушат [в жарко истопле]нной русской печи.
В. Арнольдов, Один из образцов фальсификации чая в Казани, стр. 4
В. Арнольдов, Один из образцов фальсификации чая в Казани, стр. 4

И здесь то же: сушка, обварка кипятком, смешение с чернозёмом, сушка. Среди источников информации упомянута монография Субботина.

Кроме того отметим, «Чай от Капорочки» выдвигает предположение, будто именно эта публикация послужила источником материала для авторов многотомника «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», рассмотренного чуть выше. Очевидно, что это предположение ошибочно и возникло из-за слабого знакомства с материалом: на самом деле источников, из которых авторы «России» могли почерпнуть свои сведения, множество, и этот даже не самый близкий по содержанию. Следующий, к примеру, имеет гораздо больше общих черт с текстом из «России».

-9

Итак, журнал «Вестник садоводства, плодоводства и огородничества», №9 за 1893 год, заметка «Копорский чай» в разделе «Хроника и мелкие известия». Раздел подписан инициалами В.К. - есть мнение, что за ними скрывался сам редактор журнала, В.И. Кутузов.

Мы узнаём из заметки следующее:

Осенью же, когда полевые работы подходят к концу, крестьяне отправляются за сбором иван-чая. Растение уже успело отцвести, семена высыпались, листья завяли и высохли, приняв жёлтый цвет. […] Собранные листья несут домой и, предварительно просушив их, прячут в укромном месте.
Вестник садоводства, плодоводства и огородничества, №9, 1893, стр. 436 (в подшивке)
Вестник садоводства, плодоводства и огородничества, №9, 1893, стр. 436 (в подшивке)
Сухие листья иван-чая или медуницы кладутся в кадки или чан и обвариваются кипятком; чтобы листья лучше обварились, в кадку бросают докрасна раскалённые камни. Когда чай достаточно обварится и разопреет, его вынимают из воды, кладут в корыто и перетирают с чернозёмом, чтобы он получил чёрный цвет и более походил на китайский; кроме того, от чернозёма будто бы листья чая лучше скручиваются при сушке и лучше потом перетираются. После перетирания чай сушится в жарко истопленной и чисто выметенной печи. Выушенный чай просевается на грохоте или на решете, чтобы удалить золу и избыток чернозёма.
Вестник садоводства, плодоводства и огородничества, №9, 1893, стр. 437 (в подшивке)
Вестник садоводства, плодоводства и огородничества, №9, 1893, стр. 437 (в подшивке)

Технология та же: сушка, обваривание кипятком, перетирание с чернозёмом, снова сушка, просеивание.

Указаний на использованные материалы в этом тексте нет.

-12

А мы, наконец, подходим к очень важному, ключевому источнику - книге «Чай и чайная торговля в России и других государствах. Производство, потребление и распределение чая», изданной в 1892 году.

Автор-составитель - известный экономист конца XIX века А.П. Субботин. Книга весьма объёмная, более 650 страниц, и целых две главы в ней посвящены чайным суррогатам и фальсификации чая.

Для нас источник важен тем, что это, во-первых, самое значительное по объёму описание копорского производства и фальсификации чая вообще, со множеством подробностей. А во-вторых - эта книга довольно известна не только в наши дни, не менее широко она была известна и на рубеже XIX-XX столетий, что следует из частых упоминаний её в материалах того времени.

Ознакомимся с интересующими нас фрагментами, а после сделаем короткую передышку.

Настоящий сбор производится в начале осени, когда иван-чай совершенно отцветёт и листья его начнут желтеть и сохнуть. […] В укромном месте - на чердаке, на гумне или в сарае они расстилаются и сушатся.
-13
А.П. Субботин, Чай и чайная торговля…, стр. 107-108
А.П. Субботин, Чай и чайная торговля…, стр. 107-108
Высушенные листья кладут в кадку и обваривают кипятком; для того, чтобы они лучше обварились, бросают туда докрасна раскалённые камни. Когда лист достаточно проварится и разопреет, его перекладывают в корыто и перетирают с чернозёмом или болотной землёю, после чего сушат в жарко натопленной русской печи. Высушенный в печи чай предварительно просевают на грохоте или решете, чтобы удалить золу и излишнюю землю.
А.П. Субботин, Чай и чайная торговля…, стр. 108
А.П. Субботин, Чай и чайная торговля…, стр. 108

И снова та же картина - сушка, обваривание, перетирание с чернозёмом, ещё раз сушка и просеивание.

На этом месте сделаем паузу и осмыслим прочитанное.

Перед нами шесть описаний современников, от 1892 до 1909 гг. Все, кроме одного, сделаны солидными людьми - учёными и медиками, либо содержат указания на них. Это на случай подозрений о возможном «заказном» характере статей: если уж искать где-то «заказные» статьи, то разумно делать это в мелких газетах и журналах, среди работ неизвестных авторов, а не у виднейших деятелей своего времени.

Все шесть описаний очень похожи друг на друга. Похожи настолько, что не может не возникнуть простая мысль: они являются результатом «списывания» друг у друга. Это вполне естественно - трудно представить себе седобородых учёных мужей, пробирающихся через осеннюю распутицу к глухим деревням, чтобы собственными глазами увидеть и описать противозаконное производство копорского чая, которое тщательно скрывалось от посторонних. Конечно же, они использовали информацию из вторых рук.

Немногим посторонним довелось видеть производство копорского чая лично. Разумеется, далеко не все очевидцы оставили письменные рассказы об увиденном, и ещё меньше их дошло до нас.

И тем не менее мы попытаемся дать ответ на вопрос, откуда пошло именно это описание, с чернозёмом и болотной землёй.

-16

Газета «Неделя», №29 за 1886 год содержит статью о копорском чае. Она является на данный момент самым ранним известным нам описанием, в канву которого вписываются все рассмотренные выше материалы, за исключением некоторых мелких расхождений. Весьма близок к ней текст А.П. Субботина, поэтому логично предположить, что именно через его книгу малоизвестное до того описание разошлось большим тиражом и впоследствии было переписано другими авторами.

В пользу того, что именно это описание было сделано непосредственным очевидцем, который лично общался с крестьянами-заготовителями и перекупщиками иван-чая, косвенно свидетельствуют приводимые им в кавычках слова крестьян: «чай в моду вошёл», «для острастки», «очищать».

Сбор копорского чая производится два раза в год, весною и осенью: весною собирается чай из медуницы, осенью из иван-чая, когда трава эта соверенно отцветёт и листья начнут желтеть и сохнуть. Набив мешки листьями иван-чая или медуницы, крестьяне несут их домой и где-либо в укромном месте - на чердаке, на гумне или в сарае - расстилают их и сушат. […]
Сухие листья вышеупомянутых трав кадут в кадку и обваривают кипятком, а для того чтобы они лучше обварились, бросают в кадку докрасна раскалённые камни. Когда чай достаточно проварится и разопреет, его перекладывают из кадки в корыто и перетирают с чернозёмом или перегноем, после чего сушат в жарко истопленной печи. […]
Высушенный в печи чай предварительно просевают на грохоте или решете, чтобы удалить золу и избыток чернозёма.
Неделя, №29, 1886, стр. 962-964 (в подшивке)1 з 3
Неделя, №29, 1886, стр. 962-964 (в подшивке)1 з 3

Итак, всё то же самое касательно рецепта приготовления иван-чая мы видим и в этом наиболее раннем тексте: сушка, обваривание в кипятке, перетирание с чернозёмом, сушка, просеивание. Кроме того, совпадает и множество других мелких фактических деталей и даже некоторые речевые обороты, но на этом мы не будем останавливаться, дабы не перегружать статью - дотошный и внимательный читатель самостоятельно может сопоставить между собой тексты и найти в них сходства и различия.

А мы двинемся дальше, ведь кроме этого одного описания (пересказанного шесть раз на разные лады) есть и другие описания копорской технологии. Может быть, в них нам удастся найти что-то иное, более аппетитное чем чернозём? Ведь вполне могло быть так, что в царской России параллельно существовали разные способы приготовления копорского чая - кто-то делал внешне похожий фальсификат для подделки и обмана покупателей, а кто-то - вкусный и здоровый напиток для себя и своей семьи. Такое предположение выглядит вполне правдоподобным. Так может быть, в других источниках удастся найти подтверждения этой гипотизе? Может, где-то описана даже ферментация?

Представьте себе, да.

-18

Земледельческая газета, №28 за 1888 год, статья П. Соловьёва «Капорский чай».

Сразу же бросается в глаза, что текст этой статьи кардинально отличается от единообразных текстов, рассмотренных выше - она абсолютно самостоятельна. Приведено множество оригинальных деталей, да и технология имеет существенные отличия.

Сбор листа начинался с половины августа и продолжался до глубокой осени, даже и в такое время, когда выпадал снег, так как листья и в это время остаются ещё на растении. Собранные осенью листья не портятся и легко сохраняются в течение всей зимы. Ранее сказанного времени листья не собирали, ссылаясь на то, что они будто не поддаются скручиванию, а главное на то, что летом, во время полевых работ, несподручно заниматься травою, ибо если она собрана в полном соку, то нужно сейчас же начать обрабатывать её, иначе она испортится.
Земледельческая газета, №28, 1888, стр. 556 (в подшивке)
Земледельческая газета, №28, 1888, стр. 556 (в подшивке)
Листья в ушате обливают кипятком, а затем, для скручивания, растирают их между обеими руками,или же кладут их на доску, имеющую рифлёную поверхность, и растирают теми же руками или плетёнкою, приготовленною из бересты. Растирают вместе с золою или сырым торфом, чтобы увеличить вес имеющегося получиться чая; кроме того, торф придаёт ещё и чёрную окраску. […] Скрученные листья укладываются в корзины и ставятся на печку, хорошо нагретую, дня на два, или на три; тут они подвергаются брожению, и зелёный цвет у них пропадает; затем листья засыпаются в печь для сушки; чем жарче была натоплена печь, тем чай выходит более чёрного цвета и по внешнему виду более подходящим к китайскому. Эта последняя операция при выделке чая может быть названа скорее поджариванием или обугливанием. […] Из высушенного таким образом чая отсевают золу или торфяную пыль при помощи решета, а для придачи ему однородности по величине пропускают его через тёрку или грохот, т.е. чрез железный лист с пробитыми на нём отверстиями.
1 з 3
1 з 3

Итак, мы видим несколько иную технологию: обваривание в кипятке, растирание с золой или торфом, брожение, сушка, просеивание. Но по существу, конечно же, ничего не поменялось: перед нами ещё один способ приготовления подмеси для обмана потребителей, главным достоинством которого считалось внешнее сходство с китайским чаем, а вовсе не вкус и не польза для здоровья. Перед нами явное свидетельство применения ферментации при произодстве иван-чая в XIX веке, но даже несмотря на это не будет преувеличением сказать, что тот иван-чай вообще не был пищевым продуктом.

Любопытно, что производители XIX века пытались добиться черного цвета своего чая тремя способами одновременно - и с торфом смешивали, и брожению подвергали, и в печи пережигали… Вообще статья хоть и невелика, но весьма информативна, в карусели можно ознакомиться с её полным текстом.

А мы двинемся дальше.

-21

Ещё одно описание технологии, очень краткое, имеется в альманахе «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете», третья книга за 1860 год. Оно находится в статье, которая так и называется - «О подделке и подмеси чаёв и обманах по чайной торговле». Автор не указан.

Технология описана предельно сжато:

Снятые с кипрея листья обвариваются кипятком и парятся калёными каменьями, обыкновенно в той же посуде, в которой крестьяне бучат чёрное бельё своё, потом листья скатываются руками на рубчатых досках и сушатся в этом виде в печах.
О подделке и подмеси чаёв…, стр. 215
О подделке и подмеси чаёв…, стр. 215

Мы видим здесь всего три этапа: обваривание кипятком, скатывание, сушка. Но обваривание кипятком подразумевает четвёртый, предшествовавший ему этап предварительной сушки листьев, как мы видели это ранее в других описаниях: ведь если листья не были сперва высушены, то не потребовалось бы и обваривать их для размягчения. О внесении в сырьё каких-то дополнительных примесей вроде чернозёма или торфа этот источник ничего не сообщает.

Следующий источник - это не печатное издание. Это архивные материалы, приведённые в статье А. Потравнова и Т. Хмельник «Копорский чай: как подделке создали славу «богатырского напитка», которая доступна по этой ссылке. Обширные матералы находятся в Российском государственном историческом архиве, фонд №1503, опись 1, и относятся к деятельности Комиссии по расследованию злоупотреблений по чайной торговле в Петербурге при МВД.

К великому сожалению, мы пока не располагаем ни фотокопиями этих документов, ни их полным текстом. Единственное, что опубликовали А. Потравнов и Т. Хмельник - фрагментарная фотокопия одной страницы и фрагмент текста одного документа, включающий описание способа обработки копорского чая. Речь идёт о докладе статского советника Бобинского, командированного расследовать чайную подделку в Московской и Тверской губерниях. Документ датирован 1845 годом.

«Расстилают её [траву] свежую и тонким слоем, обдают горячим щёлоком и осыпают мелкими золами, отчего листья свёртываются, потом сушат их, слегка перетирают руками и высевают золы через решето. Как листьев не скатывают на рубчатых досечках (средство, употребляемое в СПб губернии), то они после распущения в кипятке не показываются прозрачными…».
https://regionavtica.ru/articles/koporskij_chaj_kak_poddelke_sozdali_slavu_bogatyrskogo_napitka.html
https://regionavtica.ru/articles/koporskij_chaj_kak_poddelke_sozdali_slavu_bogatyrskogo_napitka.html

Перед нами следующие этапы: смешение листьев с щёлоком и золой, сушка, перетирание, просеивание.

Это единственный источник, который, хотя и несколько двусмысленно, сообщает об использовании в копорском производстве травы «свежей», а не высушенной предварительно на чердаке. Впрочем не исключено, что полный текст документа, когда он станет доступным, покажет какую-то иную картину.

-24

На этом заканчиваются имеющиеся в нашем распоряжении описания иван-чайной технологии XIX века. Но есть ещё кое-что - упоминания отдельных её этапов, сделанные мимоходом, вскользь, когда авторы не ставили перед собой задачу рассказать о приготовлении копорского чая. Первое из них найдено в книге Опыт Гражданской медицинской полиции, применённый к законам Российской Империи, 1842 года издания.

Интересующий нас фрагмент выглядит следующим образом:

Примеси, которые в откупоренном русском чае наичаще встречаются, состоят: из вымоченного и вновь высушенного чая; из молодых берёзовых листочков; и из листьев разных видов кипрея, или еровника[…]. Последняя подмесь известна под названием иван-чая или чая капорского, узнаётся тем, что листья, от предвартельной их обварки кипятком и протирки сквозь решето, разорваны и при размочке не развёртываются как настоящий чай.
Опыт гражданской медицинской полиции, стр. 355
Опыт гражданской медицинской полиции, стр. 355

Источник упоминает два этапа приготовления: обварка кипятком и протирка сквозь решето, и также подразумевается третий - предварительная сушка сырья, которое в результате нуждается в обваривании.

-26

Подобное же упоминание имеется в «Медико-топографических сведениях о С.-Петербурге», изданных в 1834 году.

[Сбитень] по многим отношениям, а особливо в холодное и сырое время, здоровее и лучше, нежели продаваемый в трактирах безвкусный чай, к приготовлению коего, вероятно, берётся иногда не китайский, но копорский чай, известный под именем иван-чая, который, как достоверным исследованием дознано, приготовляется из разных видов кипрея или еравника, […] и других. Листы сих растений, обваренные и высушенные, продаются вместо китайского чаю или примешиваются к нему.
Медико-топографические сведения о С.-Петербурге, стр. 63
Медико-топографические сведения о С.-Петербурге, стр. 63

Здесь мы также видим два этапа приотовления - обваривание и сушка, и подразумеваем третий - первоначальную сушку.

-28

И, наконец, самый ранний источник в нашем обзоре, датированный аж 1830 годом - почти 200 лет назад!

Военно-медицинский журнал, издаваемый Медицинским департаментом Военного министерства. Часть XV, №1.

Напротив того, копорский чай был искусственная смесь, состоявшая в том, что обваренные, сквозь решето протёртые и высушенные листы вышеупомянутых растений продавались вместо китайского чаю.
Военно-медицинский журнал, стр.181
Военно-медицинский журнал, стр.181

И снова мы видим те же три этапа - обваривание, протирание сквозь решето, сушку, и догадываемся о четвёртом - предварительной сушке.

Подведём итог

Итак, мы имеем в общей сложности тринадцать исторических источников, которые проливают свет на технологию приготовления копорского чая в XIX веке.

Некоторые описания довольно сильно различаются. Противоречат ли они друг другу? Есть ли среди них взаимоисключающие? Пожалуй, нет. Одни дополняют другие, и все вместе рисуют цельную картину того, как раньше делали иван-чай.

Некоторые описания - наоборот, чрезвычайно похожи. Не просто похожи, а имеют общее происхождение и даже повторяют друг друга. Безусловно, такие повторяющиеся описания представляют меньшую ценность как источник сведений, но для общей картины важны и они - на месте неуверенного наброска они формируют уверенные чёткие линии.

Итак, согласно источникам, технология с некоторыми вариациями была такова:

  1. Сбор сухого осеннего листа (упоминают 6 источников из 13);
  2. Предварительная сушка (упоминают 6 источников и ещё 6 подразумевают);
  3. Обваривание кипятком (упоминают 12 источников из 13);
  4. Внесение дополнительных примесей (земля, перегной, чернозём - упоминают 7 источников; торф, болотная земля - 4 источника; зола, щёлок - 2 источника);
  5. Перетирание или скатывание (11 источников из 13, из них 8 - перетирание руками, 3 - на рубчатых досках, 2 - через решето);
  6. Сушка в печи (12 из 13 источников);
  7. Просеивание от излишков примесей (7 источников).

Заметим, перетирание с землёй упоминается только в поздних источниках (1886-1909 гг.), о других приёмах хронологическую статистику вывести трудно - информации слишком мало.

Упоминаются также дополнительное перетирание уже высушенного чая (для достижения однородного размера чаинок), перемешение до консистенции теста, и брожение. Кроме того, мы не включили в статью действия, которые обычно производили скупщики иван-чая - промывание, спрыскивание подсахаренной водой, прибавление неких ароматических добавок и др.

Брожение, или ферментация, также встречается ещё в одном месте - книге доктора П.Д. Енько «Гигиена обыденной жизни» 1892 года издания, которая не вошла в наш обзор, потому что рецепта как такового в ней нет. Автор лишь предполагал, что недостаточная ферментация является возможной причиной неприятного вкуса копорского чая. Кроме того, он думал, что при помощи ферментации в копорском чае могут развиваться сильнодействующие вещества, подобные таковым в листьях камелии.

-30
П.Д. Енько, Гигиена обыденной жизни, стр. 179
П.Д. Енько, Гигиена обыденной жизни, стр. 179

Конечно же, это наивное предположение ошибочно. Благодаря современным исследованиям мы знаем, что в кипрее не содержится никаких возбуждающих веществ, аналогичных теину или кофеину, и они не могут возникнуть из ниоткуда даже под действием ферментации. В конце XIX столетия сведения о том, что китайцы свой чай подвергают брожению, были ещё достаточно новыми и не общеизвестными. Возможно, П.Д. Енько, не зная деталей копорской технологии, полагал что если путём брожения получают чай из камелии в Китае, то тем же путём получают чай и из других растений в других частях света, в том числе в Копорье. В пользу такого предположения говорит то, что на соседней странице он критикует вкус парагвайского чая матэ, также подозревая его производителей в небрежно проведённом брожении. Как известно, ферментация при производстве матэ вовсе не применяется, листья падуба просто сушат и измельчают.

-32
П.Д. Енько, Гигиена обыденной жизни, стр. 180-181
П.Д. Енько, Гигиена обыденной жизни, стр. 180-181

Последний вопрос, которому хотелось бы уделить немного внимания - насколько можно верить данным из приведённых в статье источников?

Если рассуждать предвзято, с позиции иван-чайных верующих - безусловно, никакой объективностью тут и не пахнет. Всё это заказные статьи, написанные в интересах конкурентов, чтобы скомпрометировать прекрасный копорский напиток.

Но если рассуждать объективно, с позиции исследователя, если не пытаться подгонять факты под веру, то мы видим следующее: на протяжение почти всего XIX века совершенно разные люди, не связанные друг с другом, писали о копорском чае примерно одинаково. Неужели все они были подкуплены чайными конкурентами? Конечно, можно допустить, что конкуренты были богаты и могущественны и могли подкупить, к примеру, отдельных журналистов и издателей. Но неужели руки у них были настолько длинны, что манипулировали и чиновниками Военного министерства, и Министерства внутренних дел, и не упоминая множества менее значительных случаев, даже российскими царями? О царях мы писали здесь и здесь. Ну, тогда уж нам придётся признать полнейшую несостоятельность всего российского государства. Удивительно, как при таком могуществе заграничные дельцы ограничивались мелочью вроде заказных статей про иван-чай.

Столь же нелогичным выглядит и предположение, будто информация о добавлении в копорский чай чернозёма это чей-то "вброс", результат навешивания лапши на уши. Было бы вполне логично заподозрить такое, если бы речь шла о единичном примере и имелись бы какие-то противоположные примеры. Можно допустить, что некому престарелому профессору кто-то наболтал чепухи, а он поверил и включил чепуху в свою серьёзную кнгу. Но у нас всё наоборот -имеются сотни упоминаний иван-чая в негативном ключе, и полное отсутствие положительных упоминаний. Неужели представители российской интеллектуальной элиты, виднейшие деятели своего времени - географы, химики, экономисты, доктора - были настолько легковерны? Неужели не смогли бы они отличить правду от выдумок, или хотя бы, заподозрив неладное, не включать в свои труды спорную информацию? Неужели в их окружении не нашлось ни одного разумного человека, способного указать на явную нелепость?…

Кроме того, мало в течение века просто подкупать всех подряд, от безымянных журналистов до первых лиц, чтобы строчили заказные статьи. Ведь у всенародно любимого напитка, важнейшего экспортного товара и т.п. наверняка должны были быть и сторонники. Надо полагать, они не сидели бы сложа руки, видя клевету на иван-чай, и тоже написали бы множество своих статей, с достоверной информацией. В старой печати мы можем наблюдать широкие общественные дискуссии по самым разным вопросам, которые не прекращались десятилетиями. Подобная дискуссия должна была развернуться и вокруг иван-чая.

Увы, ничего подобного нет.

И это самый сильный аргумент против романтической истории иван-чая.

У вас нет доказательств вашей правоты, господа иван-чайные верующие.