Часто родителей беспокоит, что ребенок не рассказывает, что происходит в детском саду.
А отсутствие информации вызывает у родителей тревогу, они переживают, не обижают ли его там?
И вообще, что там весь день у ребенка происходит?
До определенного возраста дети не способны запомнить последовательность событий. В памяти отпечатываются только яркие моменты дня: играли, спали, упал, наказали и т.п. Ребенок рассказывает очень кратко и отрывисто о событиях.
В этом случае не рекомендуется задавать много вопросов, акцентировать внимание на подробном логическом рассказе.
Ребенку важнее быть в моменте, он рад тому, что здесь и сейчас встретился с мамой, идет домой. В такой ситуации пары вопросов достаточно.
Главное –внимательно выслушать его, включиться в то, что малышу интересно в данный момент.
Нежелание делиться может возникнуть, если родители склонны к гиперконтролю, акцентируются на негативных моментах, начинают давать советы, учить, как правильно, вмешиваются в ситуацию, у ребенка возникает страх за его рассказы и события.
Ребенок начинает бояться этих реакций и старается рассказывать как можно меньше.
Необходимо минимизировать вопросы, ты пойдешь завтра в садик?
А воспитатель ругается?
Тебя в саду обижают?
Нужно понимать, что от того, как вы поставите вопрос, очень часто зависит ответ.
Лучше задавать вопросы открытого характера:
- Что сегодня было самым вкусным?
- Кто был самым веселым?
- А кто самым злым?
- Какая игрушка сегодня была самой любимой?
- Кто у вас в группе быстрее всех одевается на прогулку?
- Есть у вас те дети, кто всегда съедает весь обед?
- С кем ты сидишь рядом за завтраком? А с кем на занятиях?
Спросить у воспитателей, что они изучали, какие занятия были.
Расспросить ребенка о том, что ему лучше всего удалось, а что не получилось.
Что тебе было легко, а что сложно?
Что бы ты хотел повторить дома?
Не настаивайте на продолжении разговора, если ребенок не поддерживает диалог. Когда контакт с мамой налажен, ребенок обязательно поделиться тем, что его волнует.
Очень хорошо проясняет картину происходящего в саду игра в «Детский сад», где игрушки выполняют роль детей, а ваш ребенок берет на себя роль воспитателя.
Вот тогда Вы сможете в игровой ситуации узнать, как с ним общаются воспитатели, какие у него отношения с другими детьми.
Хорошая возможность разыграть какие-то ситуации, и мягко подсказать ребенку как действовать и реагировать в тех или иных случаях.
Придумывайте сказки, давайте ему подсказки через диалоги героев.
Относитесь сами положительно и с доверием к тому месту, где вы оставляете своего ребенка. И ребенку будет гораздо легче и проще.
Поймите, ваша тревога и страхи мешают ребенку чувствовать себя спокойно.
Если мама не доверяет «этой тете», то я тоже не буду ее слушаться. Он целый день в детском саду вынужден находится в постоянном напряжении – « В стане врага не расслабишься».
Вы для ребенка Целый Мир, и всегда даете ему установку, а вот какую выбирать вам: положительную –тебя любят, тебя ценят, тебе там будет хорошо, или отрицательную – никому нельзя доверять, ребенок и ведет себя соответственно.
Автор: Ракевич Елена Петровна
Психолог, Детский нейропсихолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru