Эмиграция: утраченный объект.
Сложно оспорить актуальность темы «Эмиграция». Предлагаю вашему вниманию небольшую статью, где я обозначаю общую схему в понимании этого явления, поскольку не существует его универсальной описательной модели – слишком субъективное...
Неизбежность потерь - экзистенциальная характеристика человеческого существования: каждому из нас суждено пройти через это испытание. И нет общего в переживании утрат, нет универсальных рекомендаций по их проживанию. Ещё раз подчёркиваю - слишком субъективное.
Psys формулируют цель терапии, описывают реакции на утрату значимого объекта, психогенез развития состояния и др., условно (!) разделяя горевание / траур на два класса: адаптивный вариант (неосложненное горе или, как говорит В.Д. Вамик, - «нормальное» горе) и от дезадаптивный (осложненное горе).
Принимется во внимание степень горевания: оно может стать ПАТОЛОГИЧЕСКИМ. Недаром это "лицо" горя описанo в DSM и в MКБ. И здесь необходимо медикаментозное сопровождение, а не только психологическое, поскольку речь идёт о тяжелых формах депрессии, о высоком риске суицида и др.
ОБЪЕКТАМИ утраты могут быть
-разрыв родственных связей (например, развод),
-здоровье (например, внезапная инвалидность, удаление части тела как следствие медицинского вмешательства),
-смерть близких,
-увольнение с работы и др.
А сейчас речь идёт об особом объекте утраты – РОДИНА. Причиной этой потери является эмиграция (вынужденная или добровольная). Реакции психики на утрату Родины, вся гамма переживаний связанных с нею, определяются травматизмом. Да, человек, в той или иной степени, переживает переезд в другую страну как травмирующее событие.
Клиническая картина постравматического стрессового расстройства обнаруживает взаимоотношения психической реальности отдельного индивида, социального контекста и травматогенных событий. Психологические страдания человека определяются наряду с личностным пространством и актуальным социальным контекстом. Эмиграция как включение в «чужую» культуру может породить культурный шок, который сопровождается дискомфортом, своего рода дезорганизацией / «потерялся» в незнакомых социально-жизненных условиях. К. Оберг определяет культурный шок как «следствие тревоги, которая появляется в результате потери всех привычных знаков и символов социального взаимодействия». В точку.
И в первую очередь, это вызывает реакцию сродни «оплакиванию» утраченного объекта, утраченных связей, пронизывающих всё экзистенциальное пространство человека. Вот почему я начала рассказ об эмиграции с темы горевания. Эмигрант символически «оплакивает» свою прошлую жизнь на Родине. Разрыв связи с ней, личных отношений (кто бы мне что ни говорил, но отношения «на расстоянии» не носят характера «глаза в глаза», «плечом к плечу»), дезорганизация национальной идентичности («ни то, ни сё»), новый культурный код во всём его многообразии (язык (!), традиции, поведенческие стандарты («тут так не принято») и др.), адаптация ко всему новому, создание нового жизненного пространства, формирование новой идентичности - всего это для кого-то может оказаться травмирующим событием.
Чем это сопровождается на эмоциональном уровне?
-неуверенностью в себе;
-тревогой, страхом перед будущим, перед неизвестным (человек «генетически» боится неизвестного);
-снижением самооценки («а вдруг не получится?», «а вдруг не смогу?» и т.п.);
-ощущением беспомощности;
-чувством потерянности («куда я попал?», «где МОЁ место?!»);
-неприятием, отторжением, сопротивлением, агрессией, отчаянием и многое другое. И это НОРМАЛЬНО! Не бойтесь своих чувств, переживаний. Их надо идентифицировать, осознать и ПРОЖИТЬ. На человека обрушивается лавина переживаний от эйфории до суицида (уход из жизни, к счастью, не во всех случаях! Я просто констатирую факт), с которой вы справитесь сами или с помощью psys. Собственно в этом и заключается наша работа.
Одно дополнение: если у вас возникнет желание ко мне обратиться за профессиональной помощью, то прошу обратть внимание на следующее положение: если вам есть, что сказать по данному вопросу, если это что-то ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ, то, пожалуйста, пишите мне в личку – я не выношу на публичное обсуждение истории ни моих актуальных пациентов, ни потенциальных, поскольку фндаментальным правилом моей практики является КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ как базовое положение профессиональной этики.
©Шевцова Е.И.
Автор: Елена Шевцова
Специалист
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru