Брайан Ино не случайно пополняет нашу когорту экспериментаторов. За плечами этого человека особый опыт – работа в первую очередь с синтетическим звуком, да и вообще со звуком как таковым. Здесь речь идет не столько о звукорежиссуре, сколько о своеобразной музыкальной философии. Однако, не будем забегать вперед.
В поле зрения рок-н-ролльной публики Брайан Ино оказался в начале 70-х в ипостаси клавишника группы Roxy Music. До этого момента Ино входил в состав различных авангард-коллективов, но у широкой аудитории известности не снискал.
Roxy Music работали в популярном в то время направлении глэм-рок. Говорят, у Ино не сложились отношения с Брайаном Ферри, да и скромная роль пианиста в рок-коллективе, по моему предположению, не утоляла творческий голод молодого, пытливого до музыкальных экспериментов исполнителя. Так или иначе, Ино оставил Roxy Music и отправился в свободное плавание в воды звуковых экспериментов.
Ютуб-канал musicvideos2
После ухода из Roxy Music в 1974 году Ино выпускает совместную работу вместе с самим Робертом Фриппом под названием «No Pussyfooting», в которой Ино опробовал прием со звучанием синтезатора и гитары на зацикленной магнитофонной ленте в обрамлении минималистичных и едва ощутимых воздушных аранжировок.. Позже это звучание нарекут «фриппертроника». Пластинка также примечательна тем, что на ней прослеживается тенденция в сторону музыки, которую позже будут называть эмбиентом.
Ютуб-канал Robert Fripp
Использование записи с зацикливанием ленты (Tape loop) часто приписывают к Ино как изобретателю данного приема, но это не так. Предтечей для эмбиента были опыты со звуком музыкантов-экспериментаторов начала и середины 20 века (Джона Кейджа, Эрика Сати, Стива Райх), а в творчестве немецких краут-рок коллективов (Harmonia, Cluster) уже в начале 70-х можно вполне отчетливо уловить прохладные интонации и обволакивающую атмосферу эмбиента.
Практически параллельно с работой над «No Pussyfooting» Ино записывает сольный дебютник "Here Come the Warm Jets".
Для работы над пластинкой были приглашены музыканты из Roxy Music, Hawkwind и King Crimson. Здесь отчётливо просматривается один из творческих принципов Ино: «Сколотить команду из людей-единомышленников, во время беседы с которыми в голове рождаются идеи, которые не посетили бы вас в одиночестве».
И правда, – чем больше разных и неординарных музыкантов привлекается для работы над альбомом, тем более необычным и экспериментальным, а иной раз и радикально новаторским он становится. Данную закономерность можно проследить не только у Брайана Ино.
Итак, "Here Come the Warm Jets". На первый взгляд этот релиз может показаться очередным пресным «рок-альбомом», но на самом деле в него органично встроены весьма смелые для своего времени приемы и подходы к извлечению звука. В привычную структуру песен внедрены нетипичные для традиционного построения рок-композиций фрагменты.
Если рассматривать непосредственно звучание, то на пластинке в обилии присутствуют разные в хорошем смысле странности – необычный звук синтезатора и эффекты гитары, пульсирующие механические аранжировки, забавные вокальные вставки, неровное наслаивание дорожек друг на друга (в том числе и ударных). Кроме того, по моим ощущениям, некоторые композиции определенно предвосхищают стилистику нью-вейва 80-х.
Таким образом, дебютная работа Ино достаточно ярко отражает его основные подходы к написанию музыки, среди которых стремление к неординарности, смелому расширению границ, использование возможных неудач как нового опыта.
В 1974 году Брайан Ино выпускает второй сольный альбом "Taking Tiger Mountain (By Strategy)". По духу «Tiger Mountain» близок к дебютной работе – это «все еще» рок, скажем так.
Здесь важно отметить еще один обязательный прием в творческом инструментарии Ино: в процессе создания и записи песен музыкант и его команда активно прибегают к использованию специальных карточек, получивших название «обходных стратегий» (Oblique Strategies). Суть этого метода заключается в том, что принятие решений о дальнейшем развитии композиции, структуры музыкального произведения выпадает практически на волю случая. Вместе с художником Питером Шмидтом Ино разработал колоду из 113 карт. Инструкции в колоде «стратегий» совершенно разные, иногда вполне конкретные, а иногда совсем уж абстрактные. Отдельное пространство для творчества создается благодаря тому, что абстракции воспринимаются всеми по-разному. Вот некоторые примеры обходных стратегий: «вода», «будь экстравагантным»,«линия имеет два конца», «подчеркни недостатки», «механизируй некую странность» и т.д.
Ссылка на генератор: http://larshin.ru/generator/strategy/
Таким образом, благодаря использованию этих карт, творческий процесс обретает спонтанность и позволяет автору открыть для себя новые музыкальные и звукрвые формы.
На третьем альбоме "Another Green World" 1975 года Ино выдвигает на передний план минималистичность и строгость вкупе со стилистической разрозненностью, при этом умудряясь звучать органично и целостно. Композиции тяготеют к абстракции, а названия песен дают слушателю пространство для фантазии, позволяя ему «достроить» музыкальный пейзаж самому.
Работа "Discreet Music" («Сдержанная музыка») 1975 года являет собой очередной уверенный шаг в сторону эмбиента и отражает концепцию ухода музыки как бы на второй план.
Музыка намеренно представлена автором как фон, она становится инструментом для дополнения реальности, в то время как ранее именно сама музыка эту реальность задавала. Открывает пластинку тридцатиминутная симфония под одноименным с альбомом названием: она построена на многократном повторении одной и этой же музыкальной фразы с добавлением новых петель. В основе звучания тот же принцип зацикливания ленты, который мы слышали на "No Pussyfooting". Прочие композиции на альбоме более земные и понятные, так как исполнены небольшим камерным оркестром, но сам подход к записи неизменен.
Интересный факт - после прослушивания Discreet Music другой завзятый рок-экспериментатор Дэвид Боуи так воодушевился, что решил пригласить Ино для совместной работы, в результате которой родилась знаменитая «Берлинская трилогия». В ней использованы фирменные приемы Ино: применение карточек «обходных стратегий», деление альбома на две части с традиционной «поп-музыкой» и абстрактно-электронными пейзажами, нетипичный подход к процессу записи. Также в записи поучаствовал и Роберт Фрипп.
Пластинка "Before and After Science" 1978 года продолжает тенденцию к выходу за рамки рок-музыки. Да и не только рока: музыка Ино все больше стремиться выйти за любые рамки вообще.
Первая часть альбома встречает слушателя бодрым экспериментальным фанком, затем перетекает в лирические и мягкие поп-композиции, после чего уходит в инструментальные абстракции, написанные крупными мазками. Отдельное место на альбоме занимает песня King’s Lead Hat (анаграмма “Talking Heads”) отражающая интерес Ино к «Говорящим Головам». К слову, внимание, а затем и дружба Ино с молодой и не похожей ни на кого команде привели к тому, что он выступил в роли продюсера на альбомах Talking Heads "More Songs About Buildings and Food", "Fear of Music" и "Remain in Light".
Ютуб-канал Frank Veldkamp
Брайан Ино с Дэвидом Бирном составили продуктивный творческий союз, результатом которого стали занимательные и оставившие заметный след открытия. Во многих песнях используются этнические мотивы (world music), предвосхищая грядущие 80-е. Также Ино и Бирн вплотную подошли к разработке первых сэмплов (повторяющиеся «кубики» музыкальных фраз, которые можно многократно копировать). Кроме этого, велись эксперименты с записью вживую: Ино предложил группе играть без звукоизоляции. Также были опробованы нетрадиционные приемы записи вокала, например, Бирн пел в микрофон между динамиков и без наушников. Или приступал к записи вокала после пробежки по студии чтобы во время пения сбивалось дыхание. Музыканты активно использовали сам звуковой характер пространства как неотъемлемую часть музыки, дополняя звучание за счет объема помещения – тоже один из приемов Ино, – использование самой студии в качестве инструмента.
Альбом "Fear of Music" был и вовсе записан на чердаке, куда кабели были протянуты через окно из мобильной студии звукозаписи.
В 1978 году свет увидела революционная работа Брайана Ино – та самая «Музыка для аэропортов» ("Ambient 1: Music for Airports").
Пластинка основана на уже известном нам принципе зацикленности музыкальных петель. Музыкальные петли возникают в различной периодичности и в разных сочетаниях друг с другом, воспроизводя раз за разом сами себя без активного вмешательства человека. Именно на этом альбоме эмбиент обрел свою «телесность», смысл и имя. Эта музыка не имела ни начала ни конца, не имела ритма и не акцентировалась на мелодии. Слушателю приходилось либо сосредоточиться на своих мыслях, либо довериться музыке и позволить ей эти мысли направлять.
Работа считается первой и наиболее влиятельной работой в жанре «эмбиент», хотя, как мы выяснили, элементы жанра использовались ранее как самим Ино, так и другими музыкантами. А приоритет нашего героя в том, что он дал новому направлению музыки его название. Эмбиент стал эмбиентом. Ино освободил музыку и позволил ей не быть какой-либо конкретно, а просто быть.
Продолжение следует.
Автор статьи - Doc. K
Предыдущие заметки: