Найти в Дзене

Смутное время - время психопатов-кукловодов. Психологический разбор сериала "Аутсорс"

Время перемен обнажает уязвимость и хрупкость психики человека. Всё, что ещё вчера казалось незыблемым, крепким и стабильным, вдруг рушится и превращается в пыль. Идеалы, представление, нормы и правила, которые совсем недавно делали жизнь осмысленные и упорядоченной, резко обесцениваются и перестают быть основой для жизни. То внешнее, что удерживалось государством и создавало внутреннюю стабильность, на глазах превращается во что-то совершенно лишенное силы и надёжности. Маленький город на краю земли в сериале "Аутсорс" — это символическое пространство России 90-х, где все смешалось. Между тюрьмой и жизнью стиралась граница. Те, кто призван удерживать закон и порядок, превращались в преступников. Теневые стороны общества стремились стать светом... Девяностые годы... Годы, когда разрушалась стабильность и вера в завтрашний день. Люди, находясь в ситуации выживания, испытывали сильнейшие стрессы, негативные эмоции и чувства затапливали личность человека. Сложно было найти возможности как
Оглавление
Кадр из фильма "Аутсорс"
Кадр из фильма "Аутсорс"

Время перемен обнажает уязвимость и хрупкость психики человека. Всё, что ещё вчера казалось незыблемым, крепким и стабильным, вдруг рушится и превращается в пыль. Идеалы, представление, нормы и правила, которые совсем недавно делали жизнь осмысленные и упорядоченной, резко обесцениваются и перестают быть основой для жизни. То внешнее, что удерживалось государством и создавало внутреннюю стабильность, на глазах превращается во что-то совершенно лишенное силы и надёжности.

Маленький город на краю земли в сериале "Аутсорс" — это символическое пространство России 90-х, где все смешалось. Между тюрьмой и жизнью стиралась граница. Те, кто призван удерживать закон и порядок, превращались в преступников. Теневые стороны общества стремились стать светом...

Кадр из фильма "Аутсорс"
Кадр из фильма "Аутсорс"

Девяностые годы... Годы, когда разрушалась стабильность и вера в завтрашний день. Люди, находясь в ситуации выживания, испытывали сильнейшие стрессы, негативные эмоции и чувства затапливали личность человека. Сложно было найти возможности как-то самостоятельно справляться с переживаниями, которые рождались в эти смутные времена. Растерянность и ужас охватывал людей. Им хотелось избавиться от своих чувств и эмоциональных переживаний. Людям хотелось заморозить чувства или агрессивно избавиться от них.

Мы видим, как мать Наташи, узнав об изнасиловании дочери, замирает, а потом агрессивно её обвиняет. Нет возможности у матери принять груз отчаяния Наташи, разделить его с дочерью, сконтейнировать. Саша, жених Наташи, кричит: "Зачем ты туда пошла?". Отец Андрея как будто замороженный смотрит телевизор, который позволяет ему не видеть и не чувствовать, что происходит вокруг.

Все пытаются заморозить настоящие чувства, потому что так много страха, тоски, отчаяния и печали. Можно только выплескивать поверхностные эмоции, которые внезапно и ситуативно возникают. Все в сериале не хотят или уже не могут чувствовать. Кто-то кричит, кто-то пьет спиртное, кто-то уходит в другую реальности (телевизор, мистика, фантазии), а кто-то пытается просто уйти из жизни... Люди не хотят чувствовать, что происходит с ними, так как это больно и страшно...

В чем сила Кости?

И вот здесь на арену жизни выходят такие, как Константин! Он спокоен, адекватен, вменяем, а главное, кажется очень разумным. У него вообще нет чувств! Костя не отягощён чувствами, он не способен проявлять сочувствие и эмпатию. При этом он не считает себя эмоционально обделенными. Этот человек прекрасно понимает чувства окружающих, но начисто лишен возможности сопереживать им. Константин не испытывает стыд и вину, не чувствуют угрызений совести, когда нарушает нормы и правила. Эти психологические особенности во времена, когда в обществе бардак, открывает для Константина большие "преимущества". Он становится менее уязвим перед безвластием и хаосом в обществе.

Кадр из фильма "Аутсорс"
Кадр из фильма "Аутсорс"

В этом мире зашкаливающих эмоций и переживаний он тот, кто может оставаться рациональным и спокойным. Он эмоционально мёртвый, поэтому кажется самым нормальным. Находясь в состоянии отсутствия собственных чувств, он способен видеть и понимать, что чувствуют другие. Он внимательный и наблюдательный. Костя видит и понимает, в чём нуждается человек страдающий. Он готов предоставить ему возможность реализовать свои потребности. Чувства другого человека – инструмент манипуляции для Кости. Его жизненные ориентиры – сила и слабость. Константин виртуозно использует «болевые точки» окружающих его людей ради собственной выгоды. При этом он равнодушен к людям, которые не могут быть ему полезны. Он вообще относится к людям как к вещам.

Внешняя опора и внутренняя

Рядом с Костей люди, лишённые внешних опор, потерявшие внутреннюю стабильность. Они в поиске чего-то, что может дать им устойчивость. И Костя это может им дать. Он соблазняет своих сослуживцев, предлагая им деньги как внешнюю опору. В это смутное время деньги становятся той внешней надежной опорой, средством почувствовать себя людьми, ощутить защищённость и стабильность. Всё рушится, а деньги дают возможность почувствовать устойчивость.

Кадр из фильма "Аутсорс"
Кадр из фильма "Аутсорс"

Сам Костя имеет внутреннюю опору. Очень далекую от общепринятой, но опору. У него есть некая система представлений о мире, людях и о себе. Эта система устойчивая и требует воплощения в реальном мире. А в смутное время перемен, когда царит хаос и неразбериха, у Кости появляется возможность воплотить в жизнь свои представления о мире, реализовать свои глубинные потребности.

Люди для Кости только средство для реализации своих представлений. Он кукловод, который понимает, что пришло его время. Мир хаоса, когда закон и порядок не работают, для Кости — это его родной мир. Он вырос в этом беспорядочном мире, вкусил его горький вкус и научился в нём жить. А сейчас он уже не маленький мальчик, он умён, расчётлив и смел. Он готов управлять хаосом. Его всемогущество теперь может быть, наконец, реализовано.

Ребенок, имеющий врожденный потенциал психопата, не обязательно им становится. Среда, в которой он живет и развивается, задает основное направление развития этого потенциала. Хаос, как непредсказуемое и нестабильное окружение ребенка, будоражит и стимулирует психопатический потенциал. А жестокое обращение не оставляет возможности ребенку полноценно развиваться. Все это приводит к неспособности во взрослой жизни соблюдать нормы и правила, считаться с желаниями и чувствами других людей, предрасполагает к криминальному поведению. Последовательность и постоянство родительского отношения, четкие и однозначные правила и нормы поведения, предлагаемые ребенку, предоставление ему возможностей проявлять свои способности, приводят к формированию успешных профессионалов в сферах деятельности, сопряженных с риском, высоким уровнем конкуренции. У Константина, скорее всего, был первый вариант его развития.

Константин не зря работает исполнителем. Это была его потребность разрушать, уничтожать, убивать. Но это ему уже не приносит удовлетворения. Он убивает хладнокровно, спокойно, без тени сомнения. Ему нужно что-то другое.

Аутсорс — что-то личное для Кости

Идея с аутсорсом пришла к Константину совсем не случайно. Дело ведь не только и не столько в деньгах. Он — единственный, кто не тратит деньги. Костя дал деньги только своей жене на сапоги. А главное, он отказывается от денег, когда его принципы не соблюдаются. Он даже готов загубить своё дело, но не может позволить свою идею превратить в чисто коммерческий проект. Для Константина важна идея справедливости, его идея справедливости: "око за око". Для него важно, чтобы была возможность мстить за совершенное зло. Но не всем! Мстить могут только те, кому нанесён урон, и те, кто способен убивать. Это для Кости устойчивая конструкция, на который держится его картина мира. Это что-то очень личное.

Кадр из фильма "Аутсорс"
Кадр из фильма "Аутсорс"

Через тех, кому он дарует право убивать, он проживает что-то важное для себя. Ситуация в тюрьме, когда один убивает другого, мстит своему обидчику — это картина его внутреннего мира. Он проецирует себя на того, кто убивает. Можно предположить, что Константин когда-то (возможно,в детстве) испытывал насилие как великую несправедливость к нему, но никак не мог этому противостоять. Сейчас он стал этим насильником и убийцей, но жажда мести, справедливой мести не исчезла! Ему важно ощущать, что есть причина на убийство. Ему важно совершать убийство, но ещё важнее оправдывать его. Как ни странно, но ему важно в глубине души ощущать себя правильным, хорошим и справедливым.

Другие как средство

Константин — эмоционально мёртвый человек, он не чувствует, не переживает, не страдает. Но ему важно проживать эмоции и чувства через других людей. Ему необходимо, чтобы люди рядом с ним страдали, умирали, испытывали сильные эмоции, глубокие чувства... Без этого он чувствует себя мёртвым, поэтому он манипулирует людьми. Как кукловод он заставляют людей совершать действия, которые приводят их к сильным эмоциональным переживаниям. Он как маститый сценарист и режиссер создает для себя спектакль, наблюдает за человеческими страстями и получают удовлетворение от своего всемогущества. Для него это спектакль, а для его участников реальная жизнь, где кипят страсти и зашкаливают эмоции.

Кадр из фильма "Аутсорс"
Кадр из фильма "Аутсорс"

Скорее всего, когда-то его эмоции и чувства были настолько интенсивными, что он их вытеснил очень глубоко. И сейчас они напоминают о себе через потребность моделировать подобные аффекты у других людей. То, что нормальные люди проживают внутри своей психики через свою эмоциональную сферу, он может проживать через других людей. То, что нормальные люди проживают символически (например, в фантазиях, через проговаривание), ему необходимо пережить по-настоящему (убить, разрушить, уничтожить, реализовать в реальности через действия).

Стоит все-таки отметить, что Костя испытывает некоторые эмоции. Прежде всего, очень сильный (маниакальный) интерес к объектам своего желания. Интерес к реализации своих идей – причина его целеустремленности. Только страх может его остановить, но очень сильный страх. Пока он его совсем не чувствует, так как он вытеснен очень глубоко, поэтому ему очень нравится ощущать его в других людях.

Спасибо, что прочитали статью!

Еще о сериале "Аутсорс":

Другие статьи о психологии в кино:

Психологический разбор фильмов | Психолог Лариса Пугачева | Дзен