Найти в Дзене

Странные любовные пары . Психологический разбор сериала "Аутсорс"

Саша и Наташа были бы типичной парой советской эпохи, если бы не лихие девяностые. Парой их назвать проблематично, так как главной организующей и соединяющей их силой является мать Наташи. Не случайно Саша говорит Косте о том, что женится он потому, что перед мамой Наташи стыдно. Мама Наташи — одинокая женщина, но очень активно участвует в жизни своей дочери. Она так пытается через семейную жизнь своей дочери допрожить свою несостоявшуюся личную жизнь. Она видит в Саше того человека, кем можно управлять, поэтому так настойчиво его рекомендует в мужья своей дочери. Наташа и Саша — дети, которые по принятым в обществе нормам должны заключить брак, сыграть свадьбу по всем правилам, непременно с жареными поросятами на столе, и жить долго и скучно. В их детских отношениях нет сексуальности, незаметна и настоящая близость. На своём девичнике Наташа флиртует как-то по-детски и наивно, не думая о последствиях. Что-то внутри её просыпается, что не находит своего воплощения в отношениях с Саш
Оглавление
Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Саша и Наташа

Саша и Наташа были бы типичной парой советской эпохи, если бы не лихие девяностые. Парой их назвать проблематично, так как главной организующей и соединяющей их силой является мать Наташи. Не случайно Саша говорит Косте о том, что женится он потому, что перед мамой Наташи стыдно. Мама Наташи — одинокая женщина, но очень активно участвует в жизни своей дочери. Она так пытается через семейную жизнь своей дочери допрожить свою несостоявшуюся личную жизнь. Она видит в Саше того человека, кем можно управлять, поэтому так настойчиво его рекомендует в мужья своей дочери.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Наташа и Саша — дети, которые по принятым в обществе нормам должны заключить брак, сыграть свадьбу по всем правилам, непременно с жареными поросятами на столе, и жить долго и скучно. В их детских отношениях нет сексуальности, незаметна и настоящая близость.

На своём девичнике Наташа флиртует как-то по-детски и наивно, не думая о последствиях. Что-то внутри её просыпается, что не находит своего воплощения в отношениях с Сашей. Почувствовав внимание к себе как к женщине, она доверчиво им обольщается.

Наташа слита с матерью, они есть единое целое. Мать не способна по-взрослому поддержать Наташу, потому что не имеет ресурсов дать то, в чём нуждается дочь. Она может кормить дочь только материальной едой, но не способна накормить эмоционально. Не случайно все встречи Наташи с матерью связаны с едой. Еда является главным компонентом, который их связывает.

Саша в растерянности, он не чувствует любви, но чувствует долг. На него сваливается много всего, с чем он не в силах справиться. Но он пытается разобраться, пытается найти внутри себя опоры, которые ему позволят принимать осознанные решения. У него сформированы представления о ценности человека, запрет на убийство. Поэтому он так пугается, когда Наташа радуется известию, что он убил человека, защищая её.

Почему Наташа радуется, узнав от матери, что Саша убил её обидчика? Она, наконец, почувствовала, что есть кто-то, кто способен её защитить. Для неё это есть проявление любви. Она жаждет родителя, который придёт и поможет ей в её сложной жизни.

Андрей и Катя

В начале фильма Андрей — правильный молодой человек, а Катя — яркий пример вздорной и истеричной девушки. Почему они вместе?

Андрей очень легко отказывается от своих правильных принципов, это означает, что они не были им усвоены как что-то важное и личное. Отказался он от своих принципов ради Кати. Катя очень нужна Андрею! Благодаря ей он покинул родительский дом, смог отделиться хотя бы формально от своей матери. Катя — это теневая часть матери Андрея. Только такая, как Катя может противостоять матери Андрея и вырвать его из ее цепких рук.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Мать Андрея живёт с совершенно эмоционально мёртвым мужем, который отрешился от сложной реальной жизни, уткнувшись в телевизор. Андрей — правильный и послушный, является единственной отрадой для матери. А Катя смогла соблазнить и очаровать Андрея. Она отодвинула мать, заняла её место. Андрей, как и его отец, эмоционально мёртвый человек, а Катя его оживляет. Истерики — это его среда, он привык к этому, живя с матерью. Но Катя даёт ему ещё и сексуальное удовольствие. А главное, она даёт смысл жизни для Андрея. Не зря он говорит, что он всё делает для неё и ради нее.

Андрею важно заслужить любовь. Он уверен, что любовь возможна, если он будет выполнять желания другого. Так он делал ради матери, был воспитанным, примерным, умным. А теперь всё перевернулось. Ради Кати надо быть нечестным, наглым и беспринципным. Андрей злится на Катю. Только кого бьёт Андрей? Катю? Или вымещает на ней свои детские обиды на мать?

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Катя — младенец, ребёнок, лишённый материнской любви. Она хочет окунуться в райский мир маленького ребёнка, когда её кто-то кормит, обеспечивает, балует. В мир, где она может быть капризной и упрямой. Катя пьет вино как материнское молоко, а дорогие подарки превращает в игрушки. Девушка ищет безусловной любви, что невозможно, она уже взрослая.

Когда Андрей признаётся Катерине, что он всё делает для неё, он единственный, кто думает и заботится о ней, она начинает осознавать, что ей на самом деле нужна забота и любовь, а не деньги и подарки. Катя бежит забирать свои серьги, которые она так легкомысленно отдала продавщице. Девушка начинает понимать, что серьги — это не просто несколько граммов золота, это свидетельство того, что её любят.

Пётр и Юлия

В их семье царит эмоциональный холод, как будто близость для них опасна и разрушительно. Они оба обеспечивают странную безопасность друг другу, безопасность, что не будут эмоционально приближаться друг к другу.

Пётр имеет сексуальную зависимость. И это не про секс и удовольствие. Это про возможность телесно избавляться от эмоционального напряжения, которое всё время нарастает.

Работа в тюрьме для Петра как возможность спрятаться от жизни. Он констатирует смертью заключённых. Он не спасает их жизни, не лечит, прикрываясь тем, что нет возможности. Он констатирует смерть заключённых и как будто свидетельствует о своей смерти.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Жена Петра тоже врач, и она профессионально успешна, несмотря на тяжелые времена. Пётр, скорее всего, испытывает бессознательную зависть к жене. Его бесконечные связи на стороне — это в том числе и реализации его злости и зависти в отношении своей жены.

Для Юлии её профессиональная деятельность — это основа, которая поддерживает её, даёт ей ресурс проживать нелёгкие времена. Болезнь выбивает эту основу, поэтому она не видит возможности дальше жить. Она не видит в Петре опоры, даже когда он приносит ей деньги на лечение.

Костя и Нина

На первый взгляд всё просто. Костя-абьюзер, а Нина — его жертва. Но почему Костя выбирает Нину, а Нина Костю?

Костя методично унижает в Нине всё, что связано женственностью. Он испытывает триумф, когда рядом видит женщину, которая полностью в его власти. Именно женственность не даёт ему покоя. Можно предположить, что он через Нину мстит другой женщине, скорее всего, своей матери. С каким холодным удовольствием он стрижёт волосы жене, символически лишая её женской силы. Он издевается над её слабостью, как будто вызывает в ней бунт. Нина терпит его, живёт с ним, но не любит.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Нина на самом деле переполнена злостью, но не может её ни реализовать, ни выразить. Отправить дочь в ночь за шарфом есть проявление этой запертой злости и власти. Мы видим в Нине огромную бессознательную склонность к риску. Не это ли заставило Нину связать свою жизнь с Костей? Она покупает книги, вместо сапог, занимается сексом с Романом, пытается сбежать с ним непонятно куда. Ей важно ходить по краю пропасти.

Нина — очень сложный персонаж. Она покупает сборник пьес Фридриха Шиллера вместо сапог, но читает бульварную литературу про страсть и вожделение. В её запертой от всех душе гремучая смесь ненависти и покорности, риска и терпения, жажды жизни и беспросветного отчаяния.

Костя для неё как возможность укрыться как от внешней пугающей реальности, так и от не менее страшной внутренней реальности.

Нина и Рома

Невозможно представить Нину и Рому, которые живут долго и счастливо. Рома влюбился в Нину как в мечту, как в возможность вырваться из ужасной жизни. Он не знает Нину, но он её придумал и влюбился в свою выдумку.

В его жизни нет ничего позитивно реального. Угрюмая работа и угрюмая мать. Работа, которая заставляет общаться с сумасшедшими, и дома — сумасшедшая мать. Как выжить в этом страшном мире? Способ один — уйти в фантазии. Там, в фантазиях, есть другой мир, где он счастлив, любит и любим. Нужно только уехать далеко, желательно в Америку, и там обязательно всё будет по-другому.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Роман выбирает странную Нину, которая тоже погружена в фантастический мир литературных произведений. Где-то далеко от Нины проблемы о том, как заработать деньги, как жить среди людей, взаимодействовать или бежать от мужа, воспитывать ребёнка... Лучше ходить по снегу в тапочках, чем трезво взглянуть на свою жизнь. Книги дают возможность Нине не сойти с ума и не покончить с собой.

Роман влюблён, но слаб и не способен быть с Ниной, а Костя жесток, но не отпустит Нину. Роман всецело принадлежит матери, как Нина принадлежит Косте. Каждый из них слит с более сильным и властным, так как не имеют возможности жить самостоятельно. Они оба очень страдают, но не находят внутренних ресурсов вырваться на свободу. И дело здесь не во внешних обстоятельствах. Сумасшедшая мать — это уже внутренняя фигура в психике Романа, а тиран Костя есть отражение внутренней части психики Нины. И только в фантазиях они могут способны быть счастливыми.

Внешняя действительность девяностых годов "подарила" Роману чудо в виде огромной пачки денег. Уходи от матери и живи! Но это невозможно. Всё, что есть у Романа, принадлежит его матери. Он её собственность, часть её. К Роману ни одна женщина, в отличие от Андрея, даже не может приблизиться.

Костя, Нина и их дочь

Интересно поведение дочери Нины и Кости. Дочь переживает тот период, когда возникает и проживается треугольник: "мама, папа и дочь" (Эдипов комплекс). При нормальном развитии девочки она в своих фантазиях проживает конкуренцию с матерью и, конечно, проигрывает ей. Здесь ситуация другая.

Кадр из сериала "Аутсорс"
Кадр из сериала "Аутсорс"

Дочь явно выигрывает конкуренцию с матерью. Ее отношения с отцом более близкие и более доверительные, чем у отца с его женой. И она не в фантазиях, а в реальности хочет устранить свою мать. Возможно, сознательно она хочет помочь матери, но бессознательно она желает исключить её из семьи и остаться с отцом вдвоём. При этом она очень нуждается в материнской любви и поддержке. Но двигаясь к матери, она постоянно наталкивается на её слабость. Не получив материнской любви и поддержки в нужном качестве и количестве, она отправляется к отцу в надежде у него получить весь комплект материнской и отцовской любви.

Нина уходит к Роману в надежде на счастье и прощается с дочерью. Что она переживает? Слабость, отчаяние или дикую усталость от своей жизни? Она оставляет свою дочь, зная, что Костя сможет позаботиться о ней. И поэтому ужасный Костя для Нины с одной стороны ненавистный мучитель, а, с другой стороны, базис стабильности и опоры.

Благодарю, что прочли статью!

Еще о сериале "Аутсорс":

Другие статьи о психологии в кино:

Психологический разбор фильмов | Психолог Лариса Пугачева | Дзен