Найти в Дзене

Avantasia. «Here Be Dragons» (2025). Рецензия

Автор: Алекс Лоренц Жанр: power metal Страна: Германия Лейбл: Napalm Records Дата выхода: 28 февраля 2025 Немецкая формация Avantasia во главе с Тобиасом Замметом давно и прочно утвердилась на мировой метал-сцене. Изначально Тоби зажигал за микрофоном и сочинял почти весь материал в коллективе Edguy, который с 1992 года играл забойный и сочный пауэр. Avantasia же возникла лишь в 2001 году как сайд-проект Заммета, но со временем стала его основным и самым плодовитым детищем — с 2017 года Edguy не подаёт признаков жизни, хотя официально никто, кажется, не объявлял о роспуске или приостановке деятельности. Avantasia — это скорее не группа, а проект. Там есть костяк всего лишь из трёх постоянных участников, а для записи каждого альбома Заммет приглашает кучу всякого звёздного народу. В разное время в проекте засветились Кай Хансен (Helloween, Gamma Ray), Михаэль Киске (Helloween), Тим «Риппер» Оуэнс (ex-Judas Priest, ex-Iced Earth, KK’s Priest), Джо Линн Тёрнер (ex-Rainbow, ex-Deep Purple,

Автор: Алекс Лоренц

Жанр: power metal

Страна: Германия

Лейбл: Napalm Records

Дата выхода: 28 февраля 2025

Немецкая формация Avantasia во главе с Тобиасом Замметом давно и прочно утвердилась на мировой метал-сцене. Изначально Тоби зажигал за микрофоном и сочинял почти весь материал в коллективе Edguy, который с 1992 года играл забойный и сочный пауэр. Avantasia же возникла лишь в 2001 году как сайд-проект Заммета, но со временем стала его основным и самым плодовитым детищем — с 2017 года Edguy не подаёт признаков жизни, хотя официально никто, кажется, не объявлял о роспуске или приостановке деятельности.

Avantasia — это скорее не группа, а проект. Там есть костяк всего лишь из трёх постоянных участников, а для записи каждого альбома Заммет приглашает кучу всякого звёздного народу. В разное время в проекте засветились Кай Хансен (Helloween, Gamma Ray), Михаэль Киске (Helloween), Тим «Риппер» Оуэнс (ex-Judas Priest, ex-Iced Earth, KK’s Priest), Джо Линн Тёрнер (ex-Rainbow, ex-Deep Purple, ex-Rising Force Ингви Мальмстина), Рассел Гилбрук (Uriah Heep), Элис Купер, Джон Олива (Savatage), Клаус Майне и Рудольф Шенкер (Scorpions), Боб Кэтли (Magnum), Эрик Мартин (Mr. Big), Ронни Эткинс (Pretty Maids), Йорн Ланде (задолбаемся перечислять, где он успел поучаствовать)… И это далеко-о-о-о-о-о не полный список.

Зачастую Тоби явно пишет песни под конкретных гостевых исполнителей. И это придаёт каждому альбому свою изюминку помимо объединяющей концепции. С 2010-го проект раз в три года выдаёт сочнейшие релизы. Вот и год нынешний не стал исключением — на пороге весны Avantasia разродилась альбомом «Here Be Dragons».

Основными музыкантами выступили: Тобиас Заммет (вокал, бас-гитара), Саша Пэт (гитара) — ветеран проекта, Феликс Бонке (ударные), который в своё время плавно перекочевал в Avantasia из Edguy, и Михаэль «Миро» Роденберг (клавишные). Из приглашённых — только вокалисты. Среди них и те, кто давненько подвизались в Avantasia, и свежие лица.

Что ж, пройдёмся по трек-листу!

Открывает альбом задиристая, шальная и безбашенная «Creepshow». Короткое «криповое» клавишное вступление нарочито в духе плохих фильмов ужасов древних времён переходит в забойный хэви-метал с прилипчивым рефреном: «GET UP, GET UP, COME OUT!» Короткая, хлёсткая, как новенький упругий кнут, она превосходно настраивает на нужный лад и без обиняков оповещает: путешествие будет увлекательным, полным страшных загадок и опасных приключений. Вокальную партию Тоби исполняет сам. Видеоклип на эту песню отметает все сомнения в том, что отрыв предстоит на всю катушку.

Дальше — заглавная «Here Be Dragons», где Заммет делит вокальную партию с вокалистом Queensrÿche Джеффом Тейтом. В лучших традициях пауэр-металлических медляков прохладные балладные мотивы сменяются мощнейшим среднетемповым молотиловом. Пространное эпическое повествование с задумчивыми вкраплениями «чистой» гитары сменяется сокрушительными водопадами ритм-секции, ровно когда это нужно и «душа просит». Структура нелинейна — в ней несколько внезапных контрастных отступлений, которые сильно обогащают палитру, плюс Саша Пэт и Михаэль Роденберг частенько выдают крутейшие короткие проигрыши на грани импровизации. В общем, эту восьмиминутную композицию нужно слушать вдумчиво, с закрытыми глазами и выключенным мобильником.

В «The Moorlands at Twilight» нас встречает с распростёртыми объятиями старый друг, товарищ и брат Михаэль Киске, который давненько уж не вылезает из «Авантазии» — регулярно засвечивается в студийных альбомах и в турах. Здесь сразу слышно, что песня (в который раз) писалась специально для этого вокалиста. Это кристально чистый пауэр-метал, в котором определённо неистовствует дух Helloween времён «Keeper of the Seven Keys». Клавишные, похожие не то на клавесин, не то на звон колокольчиков, добавляют колорита. У Заммета тоже жирная вокальная партия, а подкрепляет всё это великолепие цемент из вокальных гармоний. Вишенка на торте — дикое гитарное соло Саши Пэта.

«The Witch» начинается в полном соответствии своему наименованию — с вкрадчивого электронного бита в сочетании с синтезированными хоралами. Дальше — вновь энергичный, хоть и не штормовой пауэр, даже скорее хэви. Здесь обращают на себя внимание плотные хоровые партии бэк-вокала, вплетённые в ритм-секцию дёрганые клавишные, гитарные выверты Пэта, синтезаторное соло в духе диснеевских фильмов ужасов и эффект летучих мышей. Жуть! А на втором вокале у нас тут свежее лицо — швед Томми Каревик, известный прежде всего по фронтменству в видной пауэр-группе Kamelot.

В «Phantasmogoria» вместе с Тоби поёт старый приятель — Ронни Эткинс из Pretty Maids. Типичный для «Авантазии» номер — порывистый, местами взрывной, с острой перчинкой. Впрочем — и с крепким уклоном в старый добрый хард-н-хэви.

В «Bring on the Night» голосит другой ветеран мирового рока и проекта Avantasia — Боб Кэтли из Magnum. Симфоническое вступление сменяется чем-то невероятно атмосферным, фэнтезийным, с щепоткой рождественского диккенсовского волшебства, с завораживающими клавишными проигрышами и мягкой в этот раз, как поступь кошачьих лапок, ритм-секцией. Весьма напоминает «Paper Plane» предыдущего альбома, которую поёт, правда, не Кэтли, а Эткинс. Впрочем, эти двое — из одного поколения рокеров, так что у них много общего.

«Unleash the Kraken» исполнена Замметом в одиночку. Причудливая тревожная штука в стилистике пауэр-метала переносит нас в суровые, холодные норвежские воды — атмосферу создают снова клавишные, фоном — ревущие, как Мальстрём, гитары, а вокал Тоби переходит местами в фальцет.

«Avalon» — превосходный образец того, как Тобиаса иногда клонит в кельтские мотивы. Проигрыш вполне в том духе. В остальном это напористый и плотный пауэр-боевик. Здесь к Заммету присоединилась вокалистка Эдриэнн Коуэн — составила ему удачный и органичный дуэт. В надрывной пауэр-металлической «Against the Wind» отметился Кенни Лекремо из H.E.A.T. — песня очень эмоциональная и цепляющая, но сказать о ней что-либо особенное затруднительно.

Финалка «Everybody's Here Until the End» — полноценная лирическая баллада с проникновенным фортепиано и мощным медленным припевом. Тут отметился на вокале ещё один «камелотец» — норвежец Рой Хан, который и раньше участвовал в проекте.

Here Be Dragons, by Avantasia

Дальше у нас два диска с демо-версиями, фортепианными версиями, инструментальными версиями, лайв-версиями. Всё это нет смысла разбирать, там лишь одна новая песня — ею начинается второй диск. Называется она «Return to the Opera». Номер нарочито сыроватый — в духе пауэр-метала начала нулевых. Тоби возвращается к корням — проникновенно и метафорично рассказывает, как зародилось это волшебное явление — Avantasia. Имя песни — отсылка к дебютному альбому, который создатель незатейливо обозвал «The Metal Opera».

Что ж, если говорить о пластинке в целом, то перед нами очень добросовестная работа: где надо — с мощью, где надо — с эмоциональным надрывом, где надо — с ярко выраженными тематическими оттенками (как в случае с «Кракеном»). Иного и не стоило ожидать. Заммет — не только неординарный вокалист и харизматичный фронтмен, он ещё и первоклассный композитор и аранжировщик. И тонко чувствует, как правильно раскрыть песню. А заодно превосходно владеет английским языком — даже получше, чем многие носители.