Мир Fallout — это суровая постапокалиптическая реальность, где выжившие борются за ресурсы, власть и само существование. Многие невзлюбили четвёртую номерную часть серии из-за чересчур красочного мира, живых поселений и более оптимистичной атмосферы, чем была в предыдущих играх. Однако, по моему мнению, разработчики нашли неплохой баланс между циничным послевоенным миром и построением светлого будущего.
Серия статей по Fallout 4 посвящена 10-летию замечательной игры. С другими историями вы можете ознакомиться здесь:
Это первая игра серии, которая начинается не с бункера или пустоши, а с обычного довоенного пригородного поселения, где Нейт, Нора, их маленький сын Шон, которому не исполнилось года, и робот серии «Мистер Помощник» по имени Кодсворт строят свою американскую мечту. Первые 15 минут проходят чересчур радужно, но всё меняется, когда по телевизору приходит сообщение о ядерных взрывах в Нью-Йорке и Пенсильвании. Паника, хаос, люди бегут в открытые бункеры Vault-Tec, в которых их поджидают эксперименты. Все, кто не успел или не поместился, погибли или гулифицировались.
Но об этом наш герой не узнает, так как его вместе с семьёй погружают в криосон и замораживают на 200 с лишним лет. В середине сна его будят, чтобы украсть ребёнка, убив при этом жену/мужа, и усыпляют обратно. С этого момента мир уже не тот, что был прежде. Из капсулы мы выходим в атмосферу разрухи и отчаяния. Руины Бостона, мутанты, рейдеры, постоянная борьба за ресурсы, жестокость, насилие и разрушение — добро пожаловать в старый добрый Fallout.
Пустоши
В четвёрке графика стала значительно лучше, чем в ранних частях (пусть и всё равно проигрывала другим тайтлам из-за устаревшего движка). Разрушенные здания, радиоактивное загрязнение, скелеты, рассказывающие истории о своём последнем пристанище... Все любимые разработчиками элементы окружения на месте. Что по NPC? Ксенофобия, расизм, оборона и борьба за ресурсы тоже никуда не делись.
Почему же Fallout 4 ругают за чересчур оптимистичную картинку? Потому что рядом с кровавыми мешками супермутантов у нас есть практически благополучное убежище 81. С запытанными до смерти людьми соседствуют жизнеспособные поселения со школами. В Даймонд-сити есть целая газета!
В какую сторону ни пойди — везде кипит жизнь, независимо от того, враждебная или дружелюбная ли она. Жители Добрососедства верят в суперероя Серебряного плаща. Многие напарники вроде Престона Гарви и Ника Валентайна мыслят чересчур позитивно, периодически отрываясь от реальности. Главный герой у нас научился строить поселения, давая спальное место, еду, воду и надежду тем, кто в одиночку в пустошах не выживет.
Институт
Главное зло в игре у нас — высокоразвитое технологическое общество, которое при грамотном руководстве может вернуть человечество на вершину пищевой цепочки. Удобства, которые представляет организация, ни в какое сравнение не идут с тем, что было даже в довоенное время. Представьте себе утопию — с первого взгляда главный герой попадает именно туда.
В Институте он и находит своего сына, который из-за повторной заморозки родителя на момент их «трогательной встречи» уже 60-летний старик, находящийся при смерти. Главный герой проделал очень долгий путь, возвращая украденное рейдерами яйцо когтя смерти и на 200 лет просроченную библиотечную книгу, помогая очередному поселению и поражая сарказмом всех и всякого. А в конце всё было зря: сын-Отец погиб, семья разрушена, а мир уничтожен.
Примечательно, что в трёх концовках из четырёх игроку нужно будет уничтожить этот рай под землёй, включая учёных. Как-то мрачненько, не находите? Тогда перед взрывом заберите-ка своего 10-летнего сына. Живой, здоровый, вот только синт. А уж получится ли главному герою построить отношения с 10-летним роботом, имитирующим поведение ребёнка, это уж решать игроку. Но засыпать советую только с ножом в руке и пистолетом под подушкой.
Общее впечатление
Fallout 4 мне напоминает две другие крупные франшизы, со временем критикуемые примерно за это же своими фанатами: Dying Light и The Walking Dead. Думаю, довольно пессимистично предполагать, что разрушенное общество таким и останется навсегда. Человек силён тем, что умеет преображать всё вокруг себя, поэтому рано или поздно во всех трёх вселенных находятся способные личности, управленцы, создатели или просто спокойные, неагрессивные созидатели. Каждое доброе дело, совершаемое ими, каким бы маленьким оно ни было — ключ к победе над хаосом постапокалипсиса.
И в то же время финал игры оставляет горькое послевкусие. В Fallout 4 нет хороших концовок, все отвратительны и нелогичны примерно в одинаковой степени, так что даже между большим и меньшим злом выбрать не получится. Но если какую-то мысль и удалось провести четвёрке — мир в глобальном плане не меняется. Лучшее, что может произойти — изменения в судьбах единиц, едва заметные улучшения жизни одних при кардинальном ухудшении или прекращении жизни других. Утопия недостижима и разрушаема, а катастрофа непреодолима. И вне зависимости от того, сколько сил вы приложите, чтобы это остановить, ничего не изменится.... но, Генерал, ещё одно поселение нуждается в вашей помощи.
Вот такие эмоциональные качели, когда со светом граничит тьма, с надеждой уживается отчаяние, а разрушение переплетается с созиданием. И раз уж в играх большое внимание часто уделяется разного рода гаданиям и предсказаниям, то закончу статью видением Матушки Мёрфи:
Тебя окружают... люди. Вы заодно. Вместе. Вижу, как в мире вновь рождается надежда. Страх отступает, когда храбрые шагают вперёд, смыкая ряды.