Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Жестокая правда Сицилии. Фильм, который вдохновил «Спрут»

Итальянский фильм «Сто дней в Палермо» (Cento giorni a Palermo) сыграл ключевую роль в формировании представления советского зрителя о мафии. До его появления, конечно, существовали отголоски этой темы в советском кино и литературе, но они носили преимущественно ироничный или поверхностный характер.

Вспомните, например, легкомысленные упоминания мафии в комедии «Необычайные приключения итальянцев в России» или абсурдные намеки на «овощную мафию» в детективном сериале «Следствие ведут знатоки». Эти эпизоды, скорее, развлекали, нежели давали адекватное представление о сложной и жестокой реальности сицилийской организованной преступности.

«Сто дней в Палермо», вышедшие в Италии в 1984 году и показанные в СССР несколько позже, кардинально изменил ситуацию. Фильм, представляющий собой художественную реконструкцию реальных событий лета-осени 1982 года, стал для советского зрителя настоящим откровением. Его можно охарактеризовать как «нон-фикшн нуар» – криминальную драму, основанную на фактах и стремящуюся к документальной точности в изображении событий.

Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)
Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)

Это не было изобретением итальянских кинематографистов: подобный подход использовался и ранее, например, в американском фильме «Бойня на день святого Валентина» (1967). Однако «Сто дней в Палермо» имел решающее отличие: он показывал мафию не в отдаленном прошлом, а в современной Италии, в самом сердце Сицилии, в разгар вооруженного противостояния между государством и бандитами.

Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)
Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)

Эта борьба, показанная в фильме, представляла собой жестокую и бескомпромиссную войну. Сицилийская мафия, возглавляемая Сальваторе Риина, известным как «дон Тото» или «Зверь», вела себя крайне агрессивно, открыто бросая вызов государству. Риина, о котором мы уже упоминали в контексте сериала «Дон Корлеоне», был не тривиальным криминальным авторитетом, а безжалостным стратегом, организовавшим целую систему террора и насилия. Фильм демонстрирует масштабы его влияния и безграничность его жестокости, представляя подробные сцены убийств, заговоров и коррупции. Его методы запугивания населения и подкупа государственных чиновников показываются с ужасающей достоверностью.

Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)
Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)

Режиссер Джузеппе Феррара не стесняется показывать грязь и насилие, сопутствующие действиям мафии. Фильм не идеализирует ни одну из сторон конфликта, показывая, как слабости государственных структур, так и жестокость мафиози. Зритель видит, как полиция пытается бороться с мощной преступной организацией, лишенной в некоторых случаях необходимых ресурсов и пронизанной коррупцией. В этом смысле лента является не привычной криминальной драмой, а также политическим завещанием, раскрывающим механизмы влияния мафии на общественную жизнь Италии.

Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)
Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)
Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)
Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)

Важным аспектом фильма является фокус на личности нового префекта Палермо, сгенерала корпуса карабинеров Карла Альберто Делла Кьеза. Его борьба против мафии, его непоколебимость перед лицом смертельной опасности, ставят в центр внимания тему гражданской храбрости и самопожертвования. Делла Кьеза становится символом сопротивления злу, человеком, готовым отдать свою жизнь за правду и справедливость. Его трагическая гибель, явленная в финале ленты, нависает над всей историей, подчеркивая риски, с которыми приходится сталкиваться всем, кто смеет бросать вызов мафии.

Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)
Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)

«Сто дней в Палермо» - не криминальный фильм, но лента о борьбе за справедливость, о цене, которую приходится платить за правду, о храбрости и отчаянии людей, противостоящих злу. Картина вызвала резонанс в Италии и за её пределами, заставив многих по-новому взглянуть на проблему организованной преступности. Для советского зрителя он стал окном в реальность, которую до этого можно было представить только в самых общих чертах.

Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)
Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» (1984)

И именно поэтому он сделал такой вклад в понимание явления мафии и послужил предшественником популярности сериала «Спрут» в СССР. Он демонстрировал не ироничный сюжет про «мафию», а жестокую правду о ней, правду, которая долгое время скрывалась за ширмой ироничных отсылок в советской культуре. Кинофильм оказал неизгладимое и трагическое впечатление на миллионы зрителей, становясь важной вехой в восприятии сицилийской мафии во всем мире.