Итальянский фильм «Сто дней в Палермо» (Cento giorni a Palermo) сыграл ключевую роль в формировании представления советского зрителя о мафии. До его появления, конечно, существовали отголоски этой темы в советском кино и литературе, но они носили преимущественно ироничный или поверхностный характер.
Вспомните, например, легкомысленные упоминания мафии в комедии «Необычайные приключения итальянцев в России» или абсурдные намеки на «овощную мафию» в детективном сериале «Следствие ведут знатоки». Эти эпизоды, скорее, развлекали, нежели давали адекватное представление о сложной и жестокой реальности сицилийской организованной преступности.
«Сто дней в Палермо», вышедшие в Италии в 1984 году и показанные в СССР несколько позже, кардинально изменил ситуацию. Фильм, представляющий собой художественную реконструкцию реальных событий лета-осени 1982 года, стал для советского зрителя настоящим откровением. Его можно охарактеризовать как «нон-фикшн нуар» – криминальную драму, основанную на фактах и стремящуюся к документальной точности в изображении событий.
Это не было изобретением итальянских кинематографистов: подобный подход использовался и ранее, например, в американском фильме «Бойня на день святого Валентина» (1967). Однако «Сто дней в Палермо» имел решающее отличие: он показывал мафию не в отдаленном прошлом, а в современной Италии, в самом сердце Сицилии, в разгар вооруженного противостояния между государством и бандитами.
Эта борьба, показанная в фильме, представляла собой жестокую и бескомпромиссную войну. Сицилийская мафия, возглавляемая Сальваторе Риина, известным как «дон Тото» или «Зверь», вела себя крайне агрессивно, открыто бросая вызов государству. Риина, о котором мы уже упоминали в контексте сериала «Дон Корлеоне», был не тривиальным криминальным авторитетом, а безжалостным стратегом, организовавшим целую систему террора и насилия. Фильм демонстрирует масштабы его влияния и безграничность его жестокости, представляя подробные сцены убийств, заговоров и коррупции. Его методы запугивания населения и подкупа государственных чиновников показываются с ужасающей достоверностью.
Режиссер Джузеппе Феррара не стесняется показывать грязь и насилие, сопутствующие действиям мафии. Фильм не идеализирует ни одну из сторон конфликта, показывая, как слабости государственных структур, так и жестокость мафиози. Зритель видит, как полиция пытается бороться с мощной преступной организацией, лишенной в некоторых случаях необходимых ресурсов и пронизанной коррупцией. В этом смысле лента является не привычной криминальной драмой, а также политическим завещанием, раскрывающим механизмы влияния мафии на общественную жизнь Италии.
Важным аспектом фильма является фокус на личности нового префекта Палермо, сгенерала корпуса карабинеров Карла Альберто Делла Кьеза. Его борьба против мафии, его непоколебимость перед лицом смертельной опасности, ставят в центр внимания тему гражданской храбрости и самопожертвования. Делла Кьеза становится символом сопротивления злу, человеком, готовым отдать свою жизнь за правду и справедливость. Его трагическая гибель, явленная в финале ленты, нависает над всей историей, подчеркивая риски, с которыми приходится сталкиваться всем, кто смеет бросать вызов мафии.
«Сто дней в Палермо» - не криминальный фильм, но лента о борьбе за справедливость, о цене, которую приходится платить за правду, о храбрости и отчаянии людей, противостоящих злу. Картина вызвала резонанс в Италии и за её пределами, заставив многих по-новому взглянуть на проблему организованной преступности. Для советского зрителя он стал окном в реальность, которую до этого можно было представить только в самых общих чертах.
И именно поэтому он сделал такой вклад в понимание явления мафии и послужил предшественником популярности сериала «Спрут» в СССР. Он демонстрировал не ироничный сюжет про «мафию», а жестокую правду о ней, правду, которая долгое время скрывалась за ширмой ироничных отсылок в советской культуре. Кинофильм оказал неизгладимое и трагическое впечатление на миллионы зрителей, становясь важной вехой в восприятии сицилийской мафии во всем мире.