Продолжая тему французского романтизма, переходим ко второй картине, отражающей эпоху – «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах») Эжена Делакруа.
История создания картины
В июле 1830 года в Париже произошло восстание, которое привело к свержению Карла X. Такое важное событие не могло пройти мимо горящих сердец, стремившихся к переменам. К таким людям относился Делакруа. «Три славных дня» не оставили художника равнодушным, и в октябре 1830 года он написал своему брату:
Я приступил к картине на современный сюжет – «Баррикады». Если я не сражался за свое отечество, то по крайней мере буду создавать живопись в его честь
Делакруа изобразил на полотне самоотверженных, волевых людей, готовых постоять за себя и за свою свободу. Здесь и рабочие, и буржуа, и интеллигенция – все, кто стремился к переменам.
Образ Гавроша
А образ мальчика, на равных сражающегося за свободу, вдохновил Виктора Гюго на создание Гавроша, одного из самых трогательных персонажей романа «Отверженные».
Во главе «народной армии» Марианна – Символ Французской Республики. Свобода с обнаженной грудью, символизирующей самоотверженность, с фригийским колпаком на голове, напоминающем о первой французской революции, и французским триколором в одной руке и с мушкетом в другой ведет за собой людей. Торжествующий народ идет через развалины по трупам, на заднем плане виднеется Собор Парижской Богоматери и дома острова Сите. Все смешалось в пороховом дыме – и жизнь, и смерть. В 1831 году полотно было выставлено в парижском салоне и вызвало бурное одобрение публики. В это же году его выкупил Луи-Филипп, посчитав картину слишком революционной. «Свобода, ведущая народ» поступила в Лувр только в 1874 году.
Цитирования «Свободы, ведущей народ»
Произведение Делакруа было и остается воплощением революционного идеала и борьбы за свободу. Оно не раз цитировалось и вызывало многочисленные подражания. Так, отсылки к работе Делакруа можно увидеть в картине 2008 года Жерара Расинана «Разоблаченная свобода», в логотипе партии «Вставай, Франция!» (“Debout la France”), на обложке журнала «Марианна» (“Marianne”) и на обложке музыкального альбома британской группы Coldplay “Viva la Vida” (2008).